Институт развития прессы | |
Пушкин не сдал бы Единый госэкзаменИтоги пресс-конференции Вероятнее всего, Александр Сергеевич Единый государственный экзамен (ЕГЭ) завалил бы, поскольку был, как известно, нулем в математике. Эйнштейн, заставь его сдавать ЕГЭ, скорее всего, тоже не блеснул бы баллами. Он признавался в письмах: «Я специально забыл, кто открыл скорость света, потому что это можно посмотреть в любом справочнике». Усредненная система тестирования не позволяет пробиться людям с талантами. ЕГЭ в минимальной степени выявляет творческие способности и для приема в вузы не подходит. А задача университетов — охотиться за талантами, надо использовать высшее образование для того, чтобы искать новых Ломоносовых, Сеченовых, Менделеевых. Об этом говорили участники «круглого стола», посвященного актуальным проблемам высшего образования в России, дискутировали о соответствии уровня выпускников требованиям рынка труда, о национальном образовательном проекте и о многом другом.
Единый государственный экзамен или Единое государственное оценивание?
Виктор Садовничий, Думаю, что не за горами ЕГЭ-оценивание, одна из моих идей, чтобы ученики оценивались в школе регулярно, не только в 11 классе, и была база данных. Сейчас закон о Едином государственном экзамене существенным образом переработан, присутствуют такие элементы, как творческие конкурсы, олимпиады, право вуза проводить собственные экзамены, и Единый государственный экзамен вводится с 2009 года. Я противник тестирования, но, к сожалению, митингами не поможешь. Нужно минимизировать отрицательные последствия.
Анатолий Торкунов, В этом году 100 человек в наш вуз были зачислены по итогам ЕГЭ, мы, конечно, будем очень внимательно следить за их успеваемостью. Те 30 человек, которые были приняты в прошлом году, показали неплохие и некоторые даже очень хорошие результаты. Но у них был очень высокий балл по ЕГЭ. При этом существенно возросло и число ребят, поступивших в университет как победители всероссийских олимпиад, по законодательству — без экзаменов. Я должен сказать, что это прекрасные ребята. И еще я хотел сказать о медалистах. Сейчас уже объявлено о том, что они лишатся соответствующих преимуществ. Сейчас очень много, 60% от общего числа принятых, — медалисты. Я бы для детей этот стимул — возможность сдавать меньшее количество экзаменов — оставил.
Ясен Засурский, Единый экзамен хорош для того, чтобы определить уровень средней школы. В нашем университете были попытки изучить, как занимаются те, кто сдавал ЕГЭ (хотя в МГУ нет приема по Единому экзамену). Исследования показали, что такие студенты, даже те, которые имели высокий уровень, не справляются с учебной программой. Все-таки от нас ждут, что мы дадим обществу людей, которые откроют новые пути в социальной, экономической сфере и, конечно, в научно-технической мысли. И здесь ЕГЭ, усредненный экзамен, мне кажется, не очень полезен.
Сергей Комков, Единый государственный экзамен — это очень большая ошибка, ее признали многие страны, в том числе Франция, которая была родоначальницей ЕГЭ. Они ушли от него через пять лет после начала эксперимента. ЕГЭ замешан на огромных деньгах, помимо того, что это крупная ошибка, это еще и крупнейшая афера века. Мы серьезно занимаемся этой проблемой, и я думаю, что кое-кто из организаторов ЕГЭ окажется на скамье подсудимых. Конкурсы по проведению ЕГЭ проводились с грубейшими нарушениями, фактически в закрытом варианте, деньги делятся непонятно каким путем. Прокуратура проводит проверки выемки документов по этому поводу. Россия всегда имела фундаментальное классическое образование, которому завидует весь мир, у нас собственный прекрасный опыт. Сегодня есть целостная система ЕГО (Единого государственного оценивания), куда войдут и конкурсы по выбору талантливейших ребят, олимпиады.
Нужен ли вузам закон об автономных учреждениях?
Сергей Комков, Первое чтение закона об автономных учреждениях прошло. И как только этот закон будет принят, целый ряд вузов просто прекратит свое существование. Они пойдут под процедуру банкротства и ликвидации и в результате мы через некоторое время увидим, что на месте, где был прекрасный вуз, оказалось казино или какой-то доходный дом. Кто-то очень здорово задумался над тем, что пора приватизировать то, что пока не приватизировано. Недра приватизировали, предприятия приватизировали, теперь осталось приватизировать социальные объекты. Это, кстати говоря, связано с хроническим недофинансированием вузов. У нас многие центральные вузы недофинансируются на 25-30%, а региональные вузы — на 40–50%.
Виктор Садовничий, Хочу сказать, что закон об АУ (автономных учреждениях), который был вынесен на первое чтение, Союз ректоров полностью не устроил. Мы выразили категорическое возражение, и сейчас ко второму чтению подготовлен фактически другой закон. Все 23 предложения Союза ректоров, которые мы собрали со всей страны, были учтены. Закон содержит три базовых принципа. Первый — добровольность, решение принимается советом вуза, не ректором (я настоял на совете). Второе — полное сохранение имущества. Третье — сохранение правового статуса, вуз остается государственным учреждением, просто форма управления другая. И сохраняется бюджет. Честно сказать, очень многие вузы критикуют меня за то, что я слишком консервативно отношусь к этой идее. Они готовы воспользоваться этой возможностью. Я занимаю осторожную позицию.
Соответствуют ли выпускники требованиям работодателей?
Виктор Садовничий, Я против того, чтобы муссировались лозунги о том, что высшая школа ничего не может, работодатель недоволен. Это вопрос обоюдный. Года два назад предложил работодателям корпоративные университеты. Хочу доложить, что сейчас только в МГУ пять корпоративных университетов. Что это такое? Работодатели заказывают подготовить специалистов, которые им нужны, в том числе и экстра-класса. И вот крупнейшие системы работодателей («Базовый элемент», «Роснефть» и др.) организовали такие факультеты, их уже десятки в стране. В МГУ корпоративные университеты на правах факультетов. Все затраты, связанные с обучением, привлечением преподавателей, например из крупных бизнес- школ из-за рубежа, лежат на работодателе. Прием в эти корпоративные университеты идет в рамкам и по требованиям МГУ и наших преподавателей. Таким образом, это структура МГУ, диплом МГУ, учебный план МГУ, оплата работодателя, здания, которые возводят, — за счет работодателя. Мне кажется, за этим будущее. Вот ответ работодателям, как доводить выпускников до нужной им кондиции. По моему мнению, высшая школа в России постепенно делится, по сути, на две части: образование для всех и образование, которое будет двигать нашу страну.
Татьяна Клячко, Работодатели недовольны (это недовольство все больше нарастает) тем качеством образования, которое получают наши сегодняшние выпускники: «Знаете, уже не то, нам нужен совершенно другой современный работник». Нет знания русского языка или плохое владение русским языком, складывающееся еще на уровне среднеобразовательной школы. Это усугубляется в системе профессионального образования и ведет к тому, что выпускники не владеют коммуникативными навыками. Они просто не в состоянии понять те задания, которые им даются. Вторая проблема состоит в том, что работодатели недовольны уровнем профессиональной подготовки в целом. В-третьих, как бы мы не хотели говорить о том, что высшее образование должны получать только выдающиеся наши граждане, работодатель в восьмидесяти процентах требует, чтобы работник имел высшее образование. Поэтому мы перешли не просто к массовому, а практически ко всеобщему высшему образованию. В 1992 году в стране было 2,7 миллиона студентов, а в настоящее время у нас 7 миллионов студентов. Считать, что качеством мы удержим на уровне тех 2,7 миллиона, просто нереально.
Василий Жураковский, Трехкратное увеличение студентов сопровождается всего лишь 20%-ным увеличением числа преподавателей в высшей школе в условиях серьезного отставания развития материальной базы. Я бы защитил многие наши вузы, которые работают на очень приличном мировом уровне, сказав, что наши работодатели иждивенчески подходят к оценке качества выпускников. Крупнейшие в мире корпорации, особенно специализирующиеся в наукоемких сферах, тратят 15-20% дохода на подготовку-переподготовку кадров систематически.
Существует ли национальный проект «Образование»?
Олег Смолин, На мой взгляд, такого образовательного проекта в России нет по меньшей мере по двум причинам. Привожу цифры. Бюджет 2006 года: рост доходной части — 40%, рост расходов на образование — 25,6%. В следующем году ситуация лучше: рост расходов по бюджету — 28%, соответственно, рост расходов на образование — 35%. Мне кажется, что приоритетного национального проекта без денег не может быть по определению. У меня на руках выдержки из Бюджета. Что в следующем году включается в «приоритетный» национальный проект «Образование»? Там мы увидим уже знакомые надбавки за классное руководство, видим гранды учителям, внедрение инновационных образовательных программ, не очень понятно, что такое, но 3 млрд. есть. Мы видим субсидии на государственную поддержку внедрения комплексных мер модернизации образования. 3 млрд. есть, но совсем не понятно, на что. Кто скажет, какая общая идея объединяет эти все, даже пусть очень хорошие, положения и делает их национальным проектом? Главная | Статьи | Пушкин не сдал бы Единый госэкзамен Смотрите также: Институт развития прессы © FinS.ru |