Институт развития прессы

От экономического форума к энергетическому саммиту

Питерские итоги подведены

Прошедший на прошлой неделе в Ленэкспо (это выставочный комплекс в Санкт-Петербурге) X Международный экономический форум еще раз резко обозначил нерушимую связь политики и бизнеса: где политики — там и бизнес.

Вообще Санкт-Петербург все четче и четче стал приобретать образ казахстанской Астаны — столицы «через не могу». Ну практически никто не хочет туда ехать, но так как надо — то едут. Конечно, те или иные мероприятия проводить в Питере приятно. Тем более что большинство самых красочных и значимых событий проводятся во время белых ночей, когда и спать-то не хочется. Питерский экономический форум оказался примечателен тем, что проходил в условиях выстраивания эшелонированной защиты руководством МЭРТа, атакованного практически со всех сторон (об этом мы писали в одном из прошлых номеров нашей газеты). Судя по итогам форума, оборона удалась. Расчудесные поющие фонтаны, установленные в седьмом павильоне, вкупе с грандиозным шоу, поставленным ведущим режиссером таких мероприятий, порадовали гостей и задали хороший тон последующим событиям. Хотя до фонтанов было собственно открытие форума, на котором выступили многочисленные гости (по этим выступлениям уже прошелся выдающийся мастер коммерсантского пера Андрей Колесников, поэтому мы о них — ни слова), спикер Совета Федерации Сергей Миронов, а также, самое главное, Президент России Владимир Путин и вице-премьер Дмитрий Медведев.

Если не считать того, что очень многие выступающие постоянно читали по бумажке, хотя доклады вроде бы не были отягчены сложносочиненными предложениями, мысли, высказанные первыми лицами государства, наводят на то, что энергетика все же останется краеугольным камнем развития России. Три кита обозначены: нефть, газ, мирный атом.

Очевидно, что постепенно все экономические форумы превращаются в энергетические. Конечно, энергодефицит — это проблема, стоящая перед миром. И этой проблемой очень хочется воспользоваться с выгодой для себя. Но, имея такой тыл (цены на углеводородное богатство наших недр), не стоило ли бы заняться чем-нибудь более приземленным, хотя бы космическими разработками, если уж о масштабном говорить?

Правда, Валентина Ивановна Матвиенко в своем выступлении нелестно назвала управляемый ею город «Новым Детройтом». Нелестно, потому что все-таки Питер — это Зимний, Фонтанка, Невский, Петропавловка… ну не Детройт, черт возьми! Не хочется думать о Питере так плохо. Хотя правды ради следует сказать, что так как Питер — понятие неограниченное (Петергоф, Павловск, Пушкин — все тот же Питер), то те места, где находятся или будут находиться заводы мировых автогигантов, — это все же не исторический центр. Хотя, может, и в тех местах жили представители царской династии.

Да, еще губернатор говорила о развитии наукограда в Петергофе. В рамках особых экономических зон, кажется. Это уже лучше, потому что наука, конечно, в отличие от автосборочного конвейера фонтанам повредить не должна. Главное, чтобы от этих ОЭЗ толк какой-то «приключился».

Тем не менее главная выставка, раскинувшаяся в том же павильоне, что и актовый зал, приютивший делегатов форума, рассказывала в основном о достижениях в области энергетической экономики.

Учитывая чрезмерное рвение службы охраны, на самой выставке в преддверии посещения ее президентом и другими руководителями государства и правительства на стендах разрешили остаться только самым проверенным. Поэтому было приятно посмотреть, как обходит по-морозвоеводовски газпромовский стенд А.Б. Миллер, как внимательно просматривает презентацию своей (и частично английской) компании В.Ф. Вексельберг, как беседуют по-соседски два завзятых стендовика В.Ю. Алекперов и В.Л. Богданов (С. М. Богданчиков присоединился к ним чуть позже, тщательно осмотрев экспозицию собственной компании).

Собственно, предприятий и организаций было немного — около 40, наверное. Большая часть из них на слуху у каждого гражданина Российской Федерации (РАО ЕЭС, РЖД, Газпром, Роснефть, ЛУКойл, Росатом…). Те, что не на слуху, — либо плоть от плоти вышеупомянутых (например, ТГК-1), либо так или иначе обслуживают тех, что на слуху (Метапроцесс, НПО «Салют», ЦКБ им. академика Крылова).

Все эти компании действительно стали сегодня становым хребтом России, о чем они недвусмысленно заявили, появившись вместе на форуме, в том самом седьмом павильоне.

Только никому, кроме высшего руководства, казалось, не было до их заявления никакого дела. Как только президент и сопровождавшие его должностные лица исчезли с выставки, она опустела… Питер хотел наслаждаться белыми ночами, когда не думаешь даже об электрических лампочках, не то что о нефти и газе.

И все же отчего-то тревожит это энергетическое упорство. Даже когда все хорошо с ценами на энергоносители и АЭС нам нужны для того, чтобы высвобождать все больше газа и нефти для экспортных поставок, то где экономические перспективы для страны? За счет чего будем развиваться. Конечно, освоение Ямала и строительство нового блока в Сосновом Бору — это новые рабочие места. Но не так много этих рабочих мест прибавится. Машиностроительных мощностей более чем достаточно для того, чтобы производить и реакторы, и буровые установки. И новых технологий там особо никаких не предвидится. А что делать тем регионам, где ни нефти нет, ни АЭС не построить? Особенно если они регионы-реципиенты... Так и останутся нахлебниками? А страна все также будет готова и дальше их кормить и поить? Наличие нефти и газа и нежелание развивать что-то другое в экономике, в первую очередь наукоемкое производство, постепенно превращает нас в жалкое подобие Саудовской Аравии — лень и фундаментализм разных мастей.

В общем, вся надежда на ХI Международный форум: может, на нем поменьше будет разговоров об энергетике, тогда, возможно, и питерцы на него заглянут. Рядовые.

Георгий Кириллов


Главная | Статьи  | От экономического форума к энергетическому саммиту

Смотрите также: 10   ;



Институт развития прессы © FinS.ru
<<< Назад