Институт развития прессы

Опрос о новом школьном предмете «Основы православной культуры»



С начала учебного года школьники 14 российских регионов изучают предмет «Основы православной культуры», в 4 — он стал обязательным. Но общественный резонанс по этому вопросу не утихает, а все больше разрастается. Что именно содержится в современном курсе ОПК, где границы культурулогического и религиозного подходов в преподавании этой непростой дисциплины и как к нововведению в российских школах относятся представители крупнейших российских конфессий? С этими вопросами корреспонденты обратились к родителям, общественным деятелям и представителям власти.

 


Геннадий СелезневГеннадий Селезнев,
лидер Партии возрождения России

Вы затронули весьма актуальную тему, которая широко обсуждается в СМИ, в семьях, в педагогических коллективах. Я сам человек православный и, казалось бы, должен приветствовать подобную новацию, но не могу. Считаю себя ответственным политиком, патриотом своей любимой Родины, человеком, глубоко переживающим за все. К несчастью, участились случаи межрелигиозных и межэтнических конфликтов. Эта сфера становится все более воспаленной, и мы видим, как острое слово политика или представителя власти вызывает взрыв эмоций, и за словами часто в ход идут кулаки и орудия убийства.

Мы живем в светском многоконфессиональном государстве и должны об этом постоянно помнить. Общеобразовательные школы не являются какими-то автономными учреждениями и работают по учебным программам, утвержденным министерством. Могут быть факультативы, на которых по желанию детей и родителей школьники после уроков получают дополнительные знания. Факультативные предметы не вносятся в аттестат зрелости школьника. Решение о введении новых обязательных предметов для преподавания в школах не может приниматься властями субъектов Федерации. При церквях, мечетях, дацанах могут работать воскресные школы, куда опять же с разрешения родителей могут ходить на занятия дети. Знания истории религий расширяют кругозор учеников, положительно влияют на формирование их пытливого мировоззрения. Поэтому самое разумное — это введение предмета «История религий» по утвержденной Минобразованием программе. Это будет дополнительный гуманитарный предмет, который должны читать специально подготовленные педагоги.

 


Олег СмолинОлег Смолин,
зам. председателя Комитета по образованию и науке

Право регионам вводить в рамках регионального компонента стандарта собственные дисциплины или курсы мы дали нашим Законом об образовании 1992 года. Я думаю, это было правильное решение. Если бы этого не было, невозможно было бы, например, изучать татарский язык в Татарстане, якутскую культуру в Якутии. Не думаю, что здесь мы должны что-то пересматривать. Ответ на вопрос о том, нарушено или не нарушено законодательство введением курса «Основы православной культуры», зависит от того, какое содержание имеет этот курс. Если это культурологическая дисциплина, то законодательство не нарушено. Если это фактически «Закон Божий», то законодательство нарушено, ибо Конституция устанавливает, что образование в России имеет светский характер.

Может ли введение «Основ православной культуры» вызвать конфликты на межконфессиональной основе? Безусловно, может. И более того, уже вызывает. Известны довольно жесткие заявления Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, некоторых других руководителей субъектов Федерации с преимущественно мусульманским населением. Кстати, возможность конфликтов признавал в недавней совместной телевизионной передаче один из наиболее талантливых, на мой взгляд, деятелей православной церкви отец Андрей Кураев.

Каковы могут быть пути решения проблемы? Путь первый — создание чисто культурологического курса «Основы православной культуры» и предложение его регионам в качестве рекомендательного. Если вы хотите вводить его у себя — вводите его только согласно этому курсу, и никакому другому. Путь второй-cогласно действующему законодательству православные люди вправе учить своих детей православию в государственной или муниципальной школе на факультативной основе. Мне кажется, что на данном этапе этот второй путь в России наиболее предпочтителен. Мы, русские, будучи большинством в стране — нас более 80%, не должны навязывать представителям других национальностей и конфессий нашу культуру. Я предложил и третий путь. На одном из государственных каналов организовать цикл передач о различных религиях. Это исключило бы всякие обвинения в принуждении, поскольку каждый человек вправе смотреть тот цикл, который ему больше нравится. А я бы, кстати, порекомендовал изучить их все. Может быть, это сняло бы напряжение, которое возникло в обществе в связи с введением «Основ православной культуры».

 


Екатерина ЛаховаЕкатерина Лахова,
председатель Комитета по делам женщин, семьи и детей

В самом начале, несколько лет назад, когда только начинался разговор по этому поводу и многие утверждали, что нужно изучать историю одной религии или одной конфессии, я настаивала на изучении истории религии в целом. На сегодняшний день я считаю, что ничего плохого не будет, если в обязательном порядке будут введены уроки православия. В современной России сложилась такая информационная ситуация, которая наносит вред ребенку, ведь сегодня дети имеют доступ практически ко всей информации в электронных средствах массовой информации. Я знаю, что во многих регионах уже ввели подобную дисциплину, и поддерживаю их начинания. Нравственному и духовному развитию ребенка это нисколько не повредит.

 


Марат МуртазинМарат Муртазин,
ректор Московского Исламского университета, член Президиума Духовного управления мусульман России

Мы выступаем против введения «Основ православной культуры» в государственной муниципальной школе в качестве обязательного предмета. Это позиция, которую мы излагаем уже в течение многих лет. То, что в этом году в четырех регионах РФ решениями местных законодательных органов этот предмет был введен в качестве обязательного, является нарушением основополагающих принципов построения нашего государства. Россия — светское государство, преподавание в школах предметов религиозной направленности, конечно же, должно регулироваться в соответствии с законом. Кроме того, этим должны заниматься профессиональные юристы. Мы, как представители мусульманской культуры, считаем, что дальнейшее расширение преподавания «Основ православной культуры» может возыметь ряд политических и духовно-нравственных последствий, которые окажутся губительными для будущего России в целом как многоконфессионального, многонационального государства. Мы полагаем, что такие действия, инициированные Русской православной церковью и поддержанные рядом регионов, приводят к ущемлению прав представителей других конфессий. Это не умозрительное заключение, а результат встреч с представителями неправославной религии.

 


Андрей ЛогиновАндрей Логинов,
полномочный представитель правительства России в Государственной Думе Федерального собрания РФ

Я считаю, что этот курс в том виде, в котором он существует, соответствует всем требованиям педагогики. Но мне кажется, что введение этого курса в качестве обязательного учебного предмета не оправдает надежд, возлагаемых на него энтузиастами. ОПК, бесспорно, расширит кругозор учащегося, но не подготовит его к принятию православия, если внутренне он к этому не готов. Помощь в этом может оказать только священник или другой истинно верующий наставник. Принятие веры я считаю настолько индивидуальным, что в обязательном порядке принуждать человека к религии было бы опасно. А для факультативного преподавания ОПК не требуется специальных решений.

 


Тамара ФральцоваТамара Фральцова,
первый заместитель председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей

Как человек, который всю свою профессиональную деятельность посвятил именно образованию, я могу сказать, что данная проблема очень большая и значимая, и относиться к ней поверхностно, с позиций «да-да, нет-нет» нельзя. Почему? Во-первых, Русская православная церковь права в своем стремлении донести до молодежи, донести до населения Российской Федерации ту внутреннюю убежденность, внутреннюю сохранность русского человека как человека гуманного, доброго, искреннего, любящего свою страну.

В недавнем прошлом, когда исчезли партийные идеалы, новые идеалы не появились. Мы прекрасно понимаем, что сегодня Русская православная церковь пытается занять эту нишу и в этой нише достаточно хорошо работает с людьми. Мне понятно такое устремление Русской православной церкви донести гордость за русскую культуру, русское мироощущение, русское самосознание до каждого гражданина. Но, с другой стороны, я понимаю, ни в коем случае нельзя относиться к этой проблеме с точки зрения закона: когда кто-то сказал, и все дружно пошли изучать основы православной культуры. Делать это элементом обязательной государственной образовательной политики нельзя. Почему? Россия — многоконфессиональная страна. Если мы хотим поссорить нации между собой, то это нужно вводить в обязательном порядке, и можно смело ставить крест на целостности нашей страны. У человека при изучении основ православной культуры должно быть право выбора, при этом он должен знать и основы мусульманской культуры, иудейской и католической.

Ни одного хорошего учебника за последние 10 лет по основам православной культуры, который был бы понятен, легок в изучении, не появилось.Необходимо собрать творческий коллектив, который бы понимал, что данный предмет должен быть подан в легкой форме, не вызывающей чувства неприятия. Они должны быть тонкими и гибкими, должны работать только на консолидацию нашего общества, на формирование человека высокой культуры, толерантного и терпимого.

 


Александр ЧуевАлександр Чуев,
зам. председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций

Есть две разные вещи, которые нужно четко понимать: изучение Библии или культурологического предмета «Основы православной культуры», который представляет собой важный элемент воспитания в школе. Я выступаю за то, чтобы этот предмет был, кроме того, поддерживаю всецело введение этого предмета повсеместно. Регионы имеют на это право. Польза от такого предмета заключается в том, что он будет способствовать и терпимости, и толерантности — нравственному воспитанию наших детей. Распространение наркотиков в стенах средних учебных заведений, употребление детьми алкоголя, ранние половые контакты — все это говорит о том, что надо что-то делать с нравственной обстановкой в наших школах. Важно спасать то поколение, которое, можно сказать, потеряно.

Надо использовать такие учебники, чтобы представители других конфессий, других культур могли также прикоснуться к своей вере и познакомить с ней других. Сейчас идет разработка учебников, есть уже пособие «Основы религиозной культуры». Что же касается изучения в школе Библии, я считаю, что это параллельный процесс. Пользуясь своим конституционным правом, родители имеют возможность обучать детей Закону Божьему или какой-либо другой религии в школе. Закон об образовании разрешает это сделать: там прописано, что обучение религии в школе допустимо, но вне рамок основной школьной программы.

Школа отделена у нас от церкви, но не отделена от людей. Я считаю, что религиозное образование также важно и нужно, но это тема отдельного разговора.

Опрос провели Вера Землянкина, Олег Казаков, Елена Володина


Главная | Статьи  | Опрос о новом школьном предмете «Основы православной культуры»

Смотрите также: 10   ;



Институт развития прессы © FinS.ru
<<< Назад