Институт развития прессы

Перед лицом своих товарищей

19 мая, в солнечный поздневесенний денек, толпы детишек заполонили Манежную площадь. Как это ни странно, но 60 тысячам мальчиков и девочек небезразлична эта дата, которую мы, в прошлом активные и пассивные члены ВПО им. В.И. Ленина, практически забыли — 86 лет пионерской организации.
Выросшее из экспресс-замены скаутскому движению — спартаковской организации, пионерское движение под руководством ВКП(б) завоевало сердца и думы детей, прочно заняв свою нишу в карьерной иерархии политической системы Советского Союза.
Когда-то невозможно было представить себе жизнь человека без пяти лет ношения красного галстука и навыка вскидывания правой руки в приветственном салюте. Как сейчас помню: рука, поднятая над головой, означала, что общественные интересы выше личных. Где сейчас эти принципы? Кто из власть имущих может похвастаться тем, что за их политическими амбициями не стоят личные или корпоративные интересы? Что принимаемые законы принимаются для страны и людей, а не для групп лиц и компаний? А тогда мы свято в это верили. Понятно, что и в советское время цинизм, лицемерие, приспособленчество играли существенную роль в общественном укладе, но по крайней мере эти качества не были нормой, их всячески скрывали, маскировали. И вот снова 60 000 детей захотели вскинуть руку в пионерском салюте. Может, для кого-то из них вера в добро и справедливость — единственные ценности.
Когда-то, в 91-м, когда демократическая эйфория поглотила все и вся, мы забыли о пионерах, о своем детстве, даже изредка не вспоминая его, чтобы не чувствовать себя причастным к тому прошлому, которое мы все тогда осуждали. И тем не менее пионерия выжила, о чем говорит то количество детей, которое сегодня произносило заветную клятву.
Пионерская организация долгое время была стержнем школьной жизни. Помимо нравственных принципов, которыми гордилась пионерия, заставляя эти принципы соблюдать под страхом исключения, существовали еще различные действа, которые превращали пионерию в живую, интересную организацию.
При этом эти действа, безусловно, носили идеологический характер, что придавало им некую абсолютность и важность. Это и популярная игра «Зарница», сыграть в которую мечтали практически все мальчишки и девчонки, и поисковые отряды, и тимуровское движение… Каждое из этих движений пытались возродить, но без увязывания в единое целое, это возрождение было равносильно созданию зомби — что-то неправильное, недоделанное, а то и просто мерзкое.
Попытка вернуться в допионерскую эпоху и рассадить скаутское движение ни к чему плодотворному не привела. Маленькие разведчики кое-как проявляли свои способности в походах и летних лагерях, но такой всеобщей любви, которую дети питали к пионерской организации, возродить не удалось, тем более что в рамках борьбы с иностранным влиянием на НКО опора на скаутство оказалась неактуальной.
Надо сказать, что многие политические лидеры, включая и Валентину Ивановну Матвиенко, и Юрия Михайловича Лужкова, не раз говорили о необходимости вернуть пионерскую организацию в школы, сцементировав ею куски разваливающегося здания образования: кризис учительства, социальное расслоение учеников, тлеющие и горящие конфликты учеников и учителей — без идеологической опоры российской школе грозило быть ввергнутой в хаос.
Действительно, и сегодня еще не преодолен кризис в подборе учителей даже для столичных городов. Уровень оплаты педагогов государственных школ далек от признания профессии учителя почетной. По-прежнему в учителя идут либо законченные фанаты, которых в наше время чрезвычайно мало, либо люди, решающие свои жилищные проблемы и не заинтересованные в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Да и как, собственно, его воспитывать? Этот вопрос сегодня не решен. Коммерциализация жизни подвергает серьезному испытанию нравственные устои общества. И детская психика наиболее уязвима.
Воздействие на нее исключительно силами педагогов, которые сами находятся в незавидной ситуации из-за существенной разницы в материальном положении между ними и собственными учениками, не дает результатов. Все эти проблемы приводят к снижению уровня образованности современных школьников, к изменению их ценностных ориентиров.
Сегодня, когда патриотизм и интерес к истории своей страны снова становятся общественно значимыми ценностями, возвращение пионерии могло бы стать не просто своевременным, но и спасительным событием, всенародная поддержка которого, безусловно, обернется педагогическими и социально-демографическими плюсами.
В связи с этим Государственная Дума могла бы принять закон о возрождении детской пионерской организации и при помощи фракции КПРФ возвратить ее в школы, немного снизив узкоидеологический уклон, сместив акценты в сторону общего патриотизма.
Все равно же «близится эра светлых годов». Какая разница, благодаря победе какой идеологии эта эра близится, главное — сам факт. А значит, и клич пионера «всегда будь готов!» по-прежнему не теряет своей актуальности.

Георгий Кириллов


Главная | Статьи  | Перед лицом своих товарищей

Смотрите также: 10   ;



Институт развития прессы © FinS.ru
<<< Назад