Институт развития прессы

Калининградская зона: особая, но без ускорения


«Круглый» стол

Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму провел 26 июня «круглый стол», посвященный особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области.

Вступивший в декабре 2005 года в силу Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» был призван регулировать отношения, возникающие в связи с созданием особой экономической зоны в Калининградской области, ее функционированием, изменением и прекращением действия специального правового режима этой зоны с учетом геополитического положения Калининградской области, в целях ускорения ее социально-экономического развития. Однако первый опыт работы в условиях ОЭЗ показал, что с ускорением придется повременить.

Вел «круглый стол» председатель Комитета по экономической политике Валерий Драганов. Выступали: председатель Совета директоров группы компаний «Автотор» и вице-президент РСПП Калининградской области Владимир Щербаков, зам. министра промышленности и энергетики России Иван Матеров, начальник департамента Министерства экономики правительства Калининградской области Владимир Кузин, директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина, другие представители государственных, коммерческих и общественных организаций.

Выступающие озвучили ряд проблем, которые не позволяют успешно работать отечественным предприятиям в установленных рамках ОЭЗ. В Калининградской области сложилась критическая ситуация с таможенным оформлением ввозимых иностранных подержанных автомобилей, обусловленная требованиями наличия сертификата соответствия автомобиля экологическому классу 2 («Евро 2»). Необходимость получения сертификата привела к тому, что на границе и на таможенных терминалах скопилось большое количество машин, владельцы которых по независящим от них причинам не могут должным образом оформить регистрационные документы. К тому же ФТС сократила количество центров таможенного оформления легкового автотранспорта с семи до трех. Социальные волнения не заставили себя долго ждать. Особая озабоченность была высказана представителями ЗАО «Автотор» по поводу сформированного Минэкономразвития России перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых не отвечает критериям достаточной переработки при производстве автомобилей в особой экономической зоне Калининградской области. По мнению В. Щербакова, «фактически речь идет о попытке исключить производство автомобилей из условий ОЭЗ Калининградской области».

Также поднимались ряд других проблем: нет четкого определения статуса участника «переходного периода»; нет ясности в вопросе, возможно ли использование российского сырья в производстве товара наряду с иностранным сырьем, ввезенным в режиме свободной таможенной зоны и вывозимым с использованием льгот, предоставленных участникам переходного периода; нет четкого определения статуса товаров, «полностью произведенных» на территории ОЭЗ, в частности, выращенных растений и животных при отправке на экспорт.

При обсуждении прозвучало предложение о воссоздании в Госдуме экспертного совета, который бы занимался проблемой особой экономической зоны в Калининградской области.

Целями должны стать: усиление роли Калининградской области как точки экономического роста и стабильности; улучшение имиджа России в Европе; отработка интеграционных механизмов; улучшение в целом инвестиционного климата в России. Как заметил В. Драганов, «бизнес всегда рискует, но он не должен рисковать из-за действий властей». Вероятно, экспертный совет также будет осуществлять мониторинг состояния дел и координацию решений федеральной и региональной властей, дабы гладко написанное на бумаге в Москве не споткнулось о «кочки» в Калининградской области.

Олег Казаков


Главная | Статьи  | Калининградская зона: особая, но без ускорения

Смотрите также: 10   ;



Институт развития прессы © FinS.ru
<<< Назад