Институт развития прессы

Узаконить инновации

«Либо мы находим решения, либо нам здесь нечего делать»

На парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии», организованных Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, обсуждался круг вопросов, связанных с реализацией стратегии инновационного развития страны в законодательной сфере. Вел слушания председатель Комитета Валерий Черешнев. С приветственными словами к присутствующим обратились первый зам. председателя Госдумы Олег Морозов, зам. председателя Госдумы Владимир Жириновский, руководитель фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев.

Олег Морозов сказал, что еще десять лет назад у России не было столь амбициозной стратегии развития страны. «Необходимо определить, что должен сделать законодатель, чтобы обеспечить максимальный поворот экономики в сторону фундаментального вектора развития... Либо мы находим решения, либо нам здесь нечего делать», — заметил он. По мнению В. Жириновского, «если ученые у нас пострадали за последнее время, то они сами и виноваты», ибо надо было адаптироваться к рыночным отношениям, а не заниматься какой-то наукой. В. Черешнев отметил, что процент наукоемких, высокотехнологичных, безотходных, экологически чистых предприятий беспредельно мал. «Россию в мире называют ресурсной кладовой, а в кладовую заходят и включают свет только тогда, когда нужно что-то взять и вынести», — негодовал академик РАН. С основным докладом на слушаниях выступил зам. председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Осипов. В итоге сложилось впечатление, что по всем ключевым для инновационного пути вопросам, затрагивающим кадры для инноваций, инновационные идеи, востребованность инновационных идей экономикой, инновационную инфраструктуру, России предстоит принять серьезные законодательные решения. В противном случае ожидать «инновационного прорыва» не приходится. По результатам обсуждения был предложен перечень законодательных мер.
В частности, Федеральному Собранию РФ рекомендуется: внести дополнения в Закон о науке, касающиеся определения понятий «инновация», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», а также в части определения механизма присвоения статуса государственного научного центра. Принять законы о внесении изменений в бюджетное и налоговое законодательство в части восстановления льгот для государственных академий наук, научных организаций и государственных учреждений профессионального образования по уплате земельного налога и налога на имущество организаций в отношении земельных участков и имущества, используемых ими для осуществления уставной деятельности; упорядочения механизма налогообложения доходов, получаемых бюджетными организациями науки от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. Принять пакет законопроектов в сфере налогового, бюджетного, финансового и экономического регулирования инновационной деятельности. Принять федеральный закон, учитывающий специфику финансирования научной, инновационной, образовательной деятельности, а также упрощающий правила закупок оборудования и расходных материалов и увеличивающий срок проведения конкурсов, который должен быть достаточным для проведения квалифицированной научной экспертизы. Принять федеральный закон, предоставляющий государственным учреждениям науки и образования право самостоятельно использовать средства, полученные по договорам НИОКР, на решение уставных задач указанных учреждений, при этом законодательно установить возможность аккумулирования указанных средств на специальных счетах в кредитных организациях. Перенести на законодательный уровень регулирование всех отношений, связанных с правами и обязанностями участников образовательного процесса, которые в настоящее время в ряде случаев устанавливаются подзаконными актами.
Однако, как справедливо заметил генеральный директор госкорпорации «Роснанотех» Леонид Меламед, расходы на гражданскую науку в России составляют 0,33% ВВП, в то время как европейский уровень соответствует 3-4% ВВП. Зам. председателя Комитета по образованию Олег Смолин также указал, что зарплата профессора в семь раз меньше, чем зарплата депутата Госдумы. Очевидно, что только исходя из «амбициозных стратегий» чиновников, без должного финансирования отечественной науки, без реанимации научных школ и формирования системы адекватного образования, без создания условий для плодотворной научной деятельности и свобод для «интеллектуального» предпринимательства ожидать каких-либо «инновационных идей» не приходится. И совсем не ясно, готовы ли сами законодатели к «инновациям» в российском законодательстве, призванным проложить те самые «рельсы» инновационной экономики, на которые Россия сможет перейти с экономики сырьевого типа в перспективе 2020 года.

Олег Казаков


Главная | Статьи  | Узаконить инновации

Смотрите также: 10   ;



Институт развития прессы © FinS.ru
<<< Назад