Объявления ИРП

В 2009 году печатными СМИ был пройден пик кризиса. Но, по-настоящему возрождаться рынок начнет только в 2011

В период кризиса киоски периодической печати по-прежнему предлагали большой ассортимент печатных изданий. И на первый взгляд может показаться, что отрасль совсем не пострадала. Но если проанализировать ситуацию изнутри, то выводы будут совершенно противоположными.

Владельцы редакций и эксперты обсудили проблемы печатных СМИ на Ежегодном профессиональном форуме российских издателей.

Из анализа, проведенного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Гильдией издателей периодической печати (ГИПП) стало ясно, что основное направление развития издательского рынка задают 50 крупных медиа-компаний, на долю которых приходится 50% объемов продаж и 70% доходов от рекламы. За ними по значимости следуют 100-110 региональных и межрегиональных медиа-холдингов, на долю которых приходится 30% всего товарооборота и 20% доходов от рекламы. Общий объем рекламы в периодической печати во время кризиса уменьшился почти на половину - на 45%, но в последние несколько месяцев количество размещаемой рекламы начало понемногу увеличиваться, отметил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров.

Предположительно, отрасль полностью выйдет из застоя и достигнет докризисных объемов продаж и рекламы только к началу 2011 года. По данным из доклада Юлии Казаковой, исполнительного директора ГИПП, доходы печатных изданий не снизились - падение тиражей печатных изданий компенсировал рост цен. За первый квартал в целом по стране цены выросли на 20-30%. Сегодня обстановка немного стабилизировалась, хотя тенденция снижения тиражей сохранилась. И если в 2010 году экономическая обстановка в стране будет устойчивой, тиражи начнут расти. По итогам второго полугодия, количество подписных изданий уменьшилось на 10-15%. Компании уменьшают количество корпоративной подписки или отказываются от нее вовсе, отдают большее предпочтение дешевым газетам и журналам. При этом можно предположить, что если цены на доставку останутся неизменными, количество подписных тиражей дальше снижаться не будет.

Темпы восстановления отрасли во многом зависят от показателей объемов рекламы. В кризисный период многие компании сократили рекламные бюджеты или совсем отказались от рекламы в печатных СМИ. Только в первом квартале 2009 года рекламодатели немного оживились. Прекращение снижения доходов населения стало сигналом к возрождению рекламного рынка. До конца 2009 года объемы рекламы будут еще снижаться, но не более чем на 2%, а в 2010 году, возможно начнут расти.

Существенно пострадала и отрасль производства полиграфического оборудования. Несколько типографий было закрыто, другим из-за отсутствия спроса пришлось сократить производство и отказаться от заказанного ранее оборудования. По мнению экспертов, пик кризиса, который пришелся на второй квартал 2009 года, уже пройден и в дальнейшем серьезных колебаний в отрасли не предвидится.

Александр Страхов, президент ГИПП, отметил, что отрасль печатных СМИ во всем мире захлестнуло сразу два вида кризиса - финансовый и кризис бизнес-модели. Зарубежные, особенно американские, печатные СМИ уже давно живут в основном за счет рекламы и искусственно поддерживают тиражи. Из-за преобладающего интереса читателей к электронным изданиям, объем рекламы в бумажных СМИ существенно упал. В результате многим зарубежным печатным изданиям пришлось перепрофилироваться в интернет-издания. В России пока еще основная доля доходов поступает от продажи тиражей. А интернет-издания медленно завоевывают интересы читателей. Поэтому российские печатные СМИ перенесли кризисный период немного легче.

Российский СМИ достойно отреагировали на вызов времени. Была проведена оптимизация затрат, приняты меры по повышению эффективности работы, закрыты убыточные проекты, подготовлены и переданы в правительство предложения по государственной поддержке печатных изданий, региональные СМИ получили поддержку от федеральных издателей, заработала новая служба тиражного аудита.

Положительным является и наличие постоянной читательской аудитории печатных изданий.

Но есть и отрицательные моменты. Объемы рекламы снижаются в печатных СМИ и постоянно растут на телевидении и в интернете. Кроме того, львиная доля рекламных доходов сконцентрирована в 10 крупнейших российских издательствах. Пока ситуация улучшилась только на московском рынке. С сентября начали расти объемы рекламы в нескольких сегментах рынка, появились заказчики с долгосрочными контрактами, начала возвращаться к докризисному уровню полосность изданий.

В целом по отрасли, уже в 2009 году многие печатные издательства почувствуют начало положительных тенденций. А по прогнозам на 2010 год, рынок печатных СМИ начнет понемногу расти - на 1-2%, оживится рекламная деятельность и появятся возможности для долгосрочного развития.


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru