Объявления ИРП

В период кризиса населению стало не до картинок в глянцевых журналах. Проснулся огромный интерес к изданиям с практической информацией

Анализ, проведенный Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП), показал, что в 2009 году значительно возрос интерес к деловым, информационно-аналитическим, развлекательным и прикладным изданиям. В тоже время, упал спрос на глянцевые журналы о моде и стиле жизни. В результате получилось перераспределение объемов продаж из одного сегмента в другой - в первом объемы выросли почти на 30%, а во втором уменьшились на 20-25%. В целом по отрасли объемы реализации периодических печатных изданий снизились на 8-22%.

Председатель совета директоров дистрибьюторской компании "Экспресс Медиа Маркет" Владимир Каспаров назвал два основных фактора, которые повлияли на перераспределение покупательского спроса. Во-первых, в период кризиса упала покупательная способность населения, а во-вторых, возрос интерес к практическим материалам. Читателям надоело смотреть на красивые картинки дорогих журналов и они повернулись в сторону более дешевой и полезной информации, отмечает В.Каспаров. На пике популярности глянец и lifestile-журналы находились до 2008 года. В этот период их объемы продаж росли на 13-20% в год. Увеличивался и объем рекламы в этих изданиях. С 2008 года сегмент начал терять популярность и рекламодатели постепенно стали уходить. Согласно исследованиям АКАР, за 2007 год объемы размещенной рекламы выросли на 22%, за 2008 - на 16%, а в 2009 году резко упали - на 41%.

Председатель правления АРПП Александр Оськин отметил, что больше всех пострадали печатные издания премиум-класса. Раньше, только от продажи экземпляров одного предновогоднего номера, издательства получали доход от 1 до 3 миллионов евро. А в течение 2009 года, эта цифра может уменьшиться в два или три раза. При этом, больший удельный вес в доходах издательств - 70% составляют доходы от размещения рекламы и только 30% доходов поступает от продаж.

Исследования так же показывают, что в целом объемы продаж печатных изданий падают. По сравнению с прошлым годом падение в сегменте еженедельников и ежедневных газет составило 8-12%, а в сегменте журналов 18-22%. По мнению Александра Оськина, такой спад объемов продаж связан в основном с повышением стоимости печатных изданий, снижением покупательной способности населения и возросшим интересом к интернет-изданиям. Статистические исследования АРПП показали, что цены на печатные издания выросли за 2009 год на 20-30%. В то же время тиражи сократились на 20%. На снижение объемов выпуска существенно повлияло изменение режима налогообложения для сетей киосков печати. Еще в 2008 году на уплату налоговых платежей дистрибьюторы тратили ежемесячно от 1 до 2 тысяч рублей. А в 2009 году эти расходы выросли в десять раз и составили от 10 до 20 тысяч рублей в месяц. Естественно, чтобы выжить, киоски вынуждены были поднять цены. Таким образом, цены на печатную продукцию в сети киосков Москвы повысились на 25-30%. А в точках розничных продаж регионов стоимость печатных изданий увеличилась на 35-40%.


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru