Развитие прессы в 2010 году
Изначально хотелось бы рассмотреть тематические издательские ниши. Начать при этом с первого полугодия 2008г., когда про кризис, возможный в России, никто еще не задумывался всерьез. Легко заметить то, что после кризиса в составе крупнейших издательских ниш произошли изменения: из списка исчезли "Автомобильные (рекламные)" и "Автомобильные", а также ниша "Трудоустройство". Их место заняли "Еженедельные газеты", "Бесплатные издания" и "Кино и знаменитости". Так, автомобильные издания утратили огромное количество бюджетов на рекламу, поскольку в мировом автопроме кризис был особенно глубоким. Таким же прозрачным является объяснение падения "Трудоустройства": о какой рекламе может идти речь, если постоянно сокращается число рабочих мест? Можно предположить, по такой же причине сдали обороты издания о путешествиях и туризме, а также строительные каталоги.
Основные группы рекламодателей компьютерных изданий направили свои взоры в сторону интернета. При этом молодежные издания в России по неведомой причине прижиться не могут, поэтому кризисные явления для такой издательской ниши стали самыми значительными.
В нише общественно-политических и деловых изданий падение бюджетов можно также с легкостью объяснить - группами рекламодателей здесь были автомобили, страховые и финансовые услуги и недвижимость. Каждая из этих отраслей экономики достаточно сильно в кризис пошатнулись.
Для остальных "упавших" ниш настолько логичных и прозрачных объяснений отыскать не получилось. В кризисное полугодие газеты типов потеряли меньше рекламных денег, чем весь рынок прессы. Помимо газет, рост доходов заметен у ТВ-гидов и изданий по трудоустройству. "Работа сегодня" и "Metro" показали рекордные приросты бюджета рекламы и после кризиса тоже.
Издания о работе потеряли в доходе от рекламы, поскольку количество рабочих мест сократилось; издания, ремонту посвященные и отдыху, также стали одними из основных пострадавших, поскольку многие люди начали сильно экономить, следовательно, ни отдых, ни ремонт не входили в перечень необходимых трат. Но когда кризисные тиски ослабились, издания данных тематик начали моментально восстанавливаться.
В список "аутсайдеров" также попали "Труд" и "РБК Daily", не смотря на то, что газетный сегмент в целом пережил кризис легче остальных. Эти издания только сейчас начали по новой привлекать рекламодателей, лояльности еще не успели добиться, соответственно, оказались первыми при сокращении вложений на рекламу.