Оценка Мартынова Д.В. тенденции развития рынка распространения печатных изданий
Мартынов Д.В. оценил нынешнее состояние рынка распространения печатной продукции, кроме того, охарактеризовал тенденции его развития.
В 2009 году, по данным ФАПМК, выручка от розничной продажи прессы составила 42,4 миллиарда рублей (на 8,2% меньше предыдущего года). Доходы от подписки упали на 31,3%, составив 8,3 миллиарда рублей. Вместе с этим уменьшались объемы рекламы, которая размещалась в печатных изданиях: по оценкам АКАР, в 2008 году потери составили 43 процента. А вот в Интернете реклама прибавила 8 процентов, достигнув объема в 19 миллиардов рублей.
Показатели улучшились в 2010 году. В первом полугодии рекламный рынок увеличился на 10% в сравнении с тем же периодом 2009 года. В печатные СМИ прирост рекламы составил 6%, а рекламные бюджеты журналов возросли на 8%, газет на 15%. В рекламных изданиях при этом объёмы уменьшились на 5%. По темпам роста лидером, как и прежде, остаётся Интернет. За первые пол года бюджеты на рекламу увеличились на 33%.
Прибыль от розничных продаж газет за первые пол года увеличилась на 8%. Это объясняется умеренным ростом цен. При этом эксперты считают, что рынок печатной прессы на объем 2008 года уже не вернется.
Хорошей тенденцией рынка печатных СМИ России стал рост рынка патворков. Патворки в России появились в 2003 году. На сегодняшний момент объем рынка партворков приближается к 100 миллионам евро. Это единственная разновидность прессы, которая показала рост в 2009 году. Лидерами считаются GE FabbriEditions и DeAgostini. Эти компании в нашей стране работают через издательский дом "Бурда", обладающий эксклюзивными правами на реализацию их продукции в России.
Успешным стал совместный проект Bauer Media и Hachette Collections "Познай человеческое тело".
Все следующие годы происходило трансформирование оптового бизнеса. Главными тенденциями развития дистрибуционного и оптового бизнеса стали развитие собственной розницы, консолидация оптового бизнеса, специализация на клиентских сервисах и логистике.
В плане тенденций развития ритейла, число торговых объектов росло все последние годы. Доля сетей распространения прессы растет в основном в регионах, за счет чего увеличиваются транспортно-логистические затраты дистрибьюторов, которые обслуживают федеральные торговые сети.
Наиболее актуальным считается вопрос рентабельности всевозможных звеньев дистрибуции газет. Средний уровень возвратов прессы в 2009 году в супермаркеты составил 24 процента, в следующем году 29%.