Прогнозы и тенденции рынка печатных СМИ
Александр Оськин о конференции на тему: "Рынок печатных СМИ России: тенденции и прогнозы".
В Тунисе конференция АРПП проходит на удивление густо, с хорошей информационной насыщенностью. У издателей появляются различные подходы к рынку, как и к собственному бизнесу. Сунгоркин прогнозирует гибель большинства газет и киосковых сетей, хотя "Комсомольской правде" обещает вечную жизнь. Листевник ("Бурда") сообщает о маленьких доходах в сети Интернет, при этом ожидает хороших результатов от запуска новых журналов. С ним соглашается Фишер (BauerMediaGroup), приводя в пример успех "Bravo", а также новых кроссвордных серий.
Позиция IndependentMedia является контрастной. Татьяна Шалыгина рассказала об активном продвижении журналов в Интернет, переведя первыми в мире Cosmo в формат iPad. Участники конференции, ознакомившиеся с таким новшеством, заявляют, что бумажный Cosmo теперь не хочется брать в руки. Раиса Неяглова-Колосова рассказала об индивидуальном книгоиздании и продвижении электронных книг в сети Интернет.
В общем, интернет движется семимильными шагами, хотя и шагает по-разному. Хотя это проявляется благодаря апокалипсическим прогнозам по сетям киосков прессы.
В общем, мнений и взглядов масса, а вот единого тренда не просматривается. Но это нормальная ситуация для российского медиарынка.
Зарубежный опыт также активно обсуждается на конференции АРПП. Из всего многообразия мнений можно выделить несколько принципиальных вещей, которые важны для нашей сферы. Изначально, это возможность издательского каннибализма во время перехода в Интернет, то есть неправильная политика в данной сфере приведет к исчезновению и электронных, и печатных версий изданий. В западных странах спад объемов рекламы в печатных СМИ продолжается, продажи падают, кризис поражает распространение прессы. Как ни странно, сетям продаж во многих странах начинают активно помогать правительства и издатели.
В этом отношении показательной для нас была программа "К барьеру", в которой остро дискутировали дистрибьюторы прессы и издатели. Пафос здесь был тем же - претензии друг к другу и рассуждения, кто чей "убийца". Понимание, что мы все плывем в общей медиалодке, коллегам приходит очень медленно. В цифровую эпоху, основанную на девизе "меняйся или погибнешь", продолжаются споры о прежних приоритетах и измерение весомости аргументов.
Когда появились на рынке первые ленточные магнитофоны, индустрия грампластинок исчезла, принеся этому бизнесу невероятные убытки. Спустя несколько лет рынки полны компакт-дисков - индустрия "пленочной" музыки потеряла сотни миллионов долларов. Но музыка вечна и будет существовать всегда с человеком.