Медиа-аналитик Андрей Мирошниченко: В 2030-х годах Россию ожидает вымирание прессы. Готовы ли к этому инвесторы отрасли?
Газеты скоро утратят свою значимость и умрут. К такому выводу пришел медиафутурист из Австралии Росс Доусон. В конце октября 2010 года он опубликовал информацию о датах вымирания прессы в разных странах мира. Первой останется без прессы Америка - в 2017, затем Англия - в 2019, Канада и Норвегия - в 2020 и так далее. В России пресса проживет немного больше - до 2036 года.
Эта информация вызвала в заинтересованных кругах большой резонанс. Многие потребовали в доказательство факты. Но их Доусон предоставить не мог. Все его расчеты были основаны только на анализе потребительских и технологических трендов. Тех, кто верит только фактам, это немного успокоило. Но они глубоко заблуждаются, считая факты бесспорным доказательством прогнозов, ведь в этом случае факты принадлежат прошлому. Были и те, кого эта информация заставила задуматься над вопросом: что вы предпримете сегодня, если узнаете, что завтра ваша газета умрет?
Прогноз российского медиа-аналитика Андрея Мирошниченко практически совпал с данными о полном исчезновении прессы в Росси Росса Доусона. В расчетах он использовал информацию о последнем газетном поколении, с исчезновением которого умрет и российская пресса. По прогнозу А.Мирошниченко это произойдет в 2030 году.
Последнее газетное поколение - это граждане, родившиеся в 80-х годах, которые приобрели привычку к чтению прессы еще в детстве. В то время почти каждая семья ежегодно оформляла подписку на газетные издания, в том числе и детские. Эта традиция сохранилась у них на всю жизнь. А появившиеся на свет в 90-х годах, уже получали информацию из интернета. Период между этими поколениями и стал границей между газетной эпохой и цифровой. К концу 2030 года численность людей последнего газетного поколения будет настолько мала, что они не смогут поддерживать на достаточном уровне социальный интерес к прессе. Но сам процесс вымирания газет начнется еще раньше, прежде всего, из-за краха системы дистрибуции.
Многие эксперты России и зарубежья продолжают активно обсуждать этот вопрос. Одни относятся с иронией, а другие пытаются понять, что же будет, если это все-таки произойдет. Скорее всего, первыми удар примут распространители. Готовы ли они перепрофилировать свои сети в курьерские службы и новые сервисы? А как отреагирует на исчезновение газет и журналов система образования? Ведь может получиться так, что выпускники журфаков будут невостребованными, так как полученная профессия уже уйдет в прошлое. И учитывают ли вероятность исчезновения прессы издатели, собственники и главные редакторы, принимающие в отрасли ключевые решения?
Конечно, больше всего это должно беспокоить собственников издательств, это именно им придется столкнуться с катастрофой. Ведь они построили этот бизнес для длительного владения. А главные редакторы и издатели долго не задерживаются на одном месте. Хорошие медиа-специалисты, способные к инновациям, всегда находят что-то лучшее. И с теми связями, которые появляются у них за период работы в редакции, это не составляет большой проблемы. Поэтому, их больше заботит не судьба отрасли, а личная карьера, которая не заканчивается работой в редакции. Здесь существует так называемый темпоральный разрыв.
Темпоральный разрыв приведет к тому, что топ-менеджеры задолго смогут увидеть надвигающуюся угрозу, но никак не отреагируют. А собственники рады будут принять необходимые меры, но из-за своего непрофессионализма, не смогут вовремя разглядеть приближающуюся катастрофу. В результате они узнают о крахе, только когда он уже произойдет и что-либо менять будет уже поздно. Российская медиа-отрасль уже попала в темпоральную яму, и будет находиться в ней ближайшие несколько лет. И те, кто при принятии инвестиционных решений должны принимать во внимание катастрофный прогноз, просто его не замечают.
Прогноз об исчезновении газет не только притягивает как глобальная катастрофа, но и дает возможность анализировать причины, ведущие к смерти. Однако, чаще всего, это сводится к увлекательным дискуссиям, а газетный бизнес движется по инерции. В основном на появившиеся признаки отвечают сокращением объемов и снижением затрат. Но ведь постоянное уменьшение приводит к полному исчезновению. И именно сейчас настало время, когда собственник должен определить дальнейшую перспективу - перерождение или вырождение. Потому что отрасль обречена и постепенно уходит в прошлое.