Счет не в пользу СМИ
В первом полугодии российский рынок рекламы рос докризисными темпами - он увеличил объем на 28%. К концу года Интернет обладает всеми возможностями стать вторым по объему, после телевидения, рекламным каналом. Отстающим сегментом является реклама в печатных СМИ.
По подсчетам Ассоциации коммуникационных российских агентств (АКАР), в первом полугодии 2011 года во всех медиа объем рекламы составлял 121,2-122,2 миллиарда рублей, это на 28 процентов больше, чем за тот же период в 2010 году.
По мнению вице-президента OMD MD PHD Group Ильи Герцева, в этом росте основная роль принадлежит медиаинфляции, а не реальному увеличению объемов размещения. Президент АКАР Владимир Евстафьев признался, что АКАР не может на рынке подсчитать объем медиаинфляции: ценовая политика рыночных игроков различается, о ней отсутствует единая информация. Однако очевидно, что основной рост цен пришелся на ТВ, а, к примеру, в прессе на размещение средние цены почти не изменились.
По-прежнему, печатные СМИ отстают от других рыночных сегментов. Их рекламные сборы увеличивались в три аза медленнее, чем весь рынок: на 11 процентов за полугодие до 19,4-19,6 миллиардов рублей. По сравнению с первым, во втором квартале рост заметно ускорился. Вырос объем рекламы, но не прибыль издателей. По сравнению с прошлым годом соотношение прибыли на полосу снижается, издательские дома размещают на полосах рекламу собственных проектов, за счет чего и растет рынок. Рекламодатели уходят из изданий в узкоспециализированные СМИ, которые лидируют в своих сегмента. Евстафьев советует, в дополнение к традиционным способам размещения рекламы искать высокотехнологичные и новые методы. Издательства, которые следуют современным технологиям, увеличивают прибыль на размещениях рекламы на интернет-ресурсах. К примеру, в "КП" и "Из рук в руки" доля прибыли от интернет-рекламы уже стала больше 10 процентов, а "Комсомолка" собирается к концу года повысить эту долю до 13-14 процентов.
Рекламодатели все также перераспределяют свои бюджеты в цифровые меди: с подобным темпом роста скоро digital-сегмент догонит прессу. За первое полугодие интернет-рекламы стало больше на 57 процентов. Росту способствовало то, что в интернет перешел ряд бюджетов, которые не поместились на ТВ из-за увеличения стоимости ТВ-рекламы и сокращения инвентаря. За последний год в общем рекламном рынке доля интернет-рекламы увеличилась с 11 до 14 процентов.