Статьи

Скорбное бесчувствие


Как поддерживаются традиции меценатства сегодняшними состоятельными людьми?

Дореволюционные купцы и промышленники, за исключением элитной касты высоконравственных, не испорченных богатством людей, кротостью нравов, мягко говоря, не отличались. Притчей во языцех были их шумные и нередко скандальные загулы, которые с пикантными подробностями смаковала бульварная пресса. Подобные публикации были рассчитаны на непритязательных читателей, восхищенно завидовавших «красивой жизни» богачей.

Но многие из купцов и промышленников пользовались уважением достойной части общества как благотворители, строившие и содержавшие приюты для сирот и престарелых, больницы для бедных и неимущих, жертвовавших на строительство храмов, содержание деятелей искусства и т.п.

Особенно хочется выделить Третьякова, Щукина и Морозова, стараниями которых в наших музеях оказались шедевры живописи мирового значения, братьев Рубинштейнов, построивших на свои средства консерватории в Санкт-Петербурге и Москве.

А такие промышленники, как Прохоров и Рябушинский, делали все возможное, чтобы те, кто трудится на их предприятиях, имели достойное жилье и хорошую зарплату, хозяева строили для рабочих и их детей школы, больницы, учреждения для повышения культуры и реализации творческих способностей.

Но вот что главное: для Прохорова, Рябушинского и других промышленников (например, Демидова) все это было не просто благотворительностью, а целью, на которую расходовались полученные прибыли.

Как же поддерживаются эти хорошие традиции сегодняшними состоятельными людьми? Ведь есть среди них достойные своих предшественников люди, но много ли мы знаем о них? Лично мне известно не много примеров, когда основную часть своих прибылей богачи тратят на нужды малоимущих.

Не знаю, может быть потому что сегодня телевидение не озабочено пропагандой благотворителей и благотворительности. Зато «допущенные к корыту» с удовольствием снимают фото- и телекамерами пиры нуворишей (именно нуворишей, другого названия для ловкачей, разбогатевших в одночасье, не существует). Эти люди не стыдятся напоказ, внаглую демонстрировать далеко не благополучной части общества свою прекрасную жизнь — будь то в Москве, Санкт-Петербурге или Куршавиле, платя по тысяче долларов за бутылку шампанского.

Можно сколько угодно трактовать неудачу похождений нынешнего миллиардера Прохорова, как предвыборные происки нынешнего главы МВД Франции Саркози. Но факт остается фактом.В списке самых богатых людей планеты он стоит на 89-м месте, и все, кто его знает, в один голос говорят, что именно он сделал французский Куршевель столицей российской новогодней столицей в Альпах.

Этого человека утром 9 января арестовала полиция прямо у него в номере, и обвинила его в содержании притона. Вина его не доказана, но все средства массовой информации обсуждали это событие всю неделю и рассуждали, как это повлияет на имидж России.

Очень часто сверхприбыли получают ныне за счет рабского труда нелегалов, имеющих смехотворное вознаграждение за свой труд. Платить коренным жителям достойную зарплату и тем самым содействовать развитию в регионах собственного рабочего класса они не хотят, ведь это необходимо государству, а не им лично, они будут стоять насмерть, лишь бы не поступиться лишним рублем ради страны, которую рассматривают не как Родину, а исключительно как объект наживы. Тактика опустошающей поля саранчи…

И — как саранча — они бросаются на все, что может принести прибыль, скупают и перестраивают, а то и просто сносят здания, имеющие историческую и культурную ценность, не видя в них ничего, кроме объектов наживы.

Таково скорбное бесчувствие тех, кого мне стыдно даже назвать своими согражданами…

Напоказ выставляя таким же, как и они, «богатым нищим» (словосочетание из стихотворения Леонида Мартынова) свои миллионные прихоти — кто кого переплюнет, — они могут пригласить на домашний прием заокеанскую эстрадную звезду первой величины. Но я что-то не слышал, чтобы кто-нибудь из них пригласил, например, корифея классической музыки. Если такое и случается, можно быть уверенным на сто процентов: пригласивший, скорее всего, меценат, обладающий интеллектуальным багажом…

Владимир Познанский

Эта статья с просьбой прокомментировать ее была отправлена заместителю председателя Комитета Государственной Думы по культуре Елене Драпеко. Вот ее ответ.

Разделяю Ваше негодование по поводу аморальности современных нуворишей. Как правило, они не отягчены культурным багажом и проводят время отдыха так, как умеют. Для многих из них отдых — это гульба с шампанским и девочками. У них нет ни чувства вины за неправедное обогащение, ни ответственности за социальные проблемы нашей страны.

Меценатство и благотворительность в ХIХ-ХХ веках были обусловлены, как правило, глубоким религиозным чувством. Сегодня же и религиозность стала имиджевым мероприятием.

Хотя не могу не отметить, что и ныне есть среди богатых людей те, кто помогает ближним. Я сотрудничаю с несколькими благотворительными организациями и знаю, как много жертвуют на больных детей, на поддержание учреждений культуры, на обустройство детских домов те, у кого есть нравственное чувство.

Вы правы в том, что СМИ не пропагандируют эти поступки как примеры для подражания. Очень жаль!

Всего Вам доброго.

C уважением, Елена Драпеко.

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru