Сколько «котов в мешке» получат вузы с ЕГЭ
Противники Единого государственного экзамена чуда не дождались. Во втором чтении законопроект принят. Непонятно только, почему же все-таки «да»? Результаты проводимых вот уже несколько лет экспериментов, скорее, говорят о том, что новая система проверки знаний российских школьников не всегда оправдывает надежды.
Прежде всего, надежд тех самых умных ребят из регионов на поступление в престижные вузы страны. Законопроект о едином государственном экзамене получил одобрение большинства депутатов Госдумы. Накануне слушаний в комитет Госдумы по образованию и науке поступило 84 поправки, предложенных депутатами и членами Совета Федерации.
Но теперь уже уверенно можно утверждать, что ЕГЭ станет обязательным для школьников и высших учебных заведений с 2009 года. Лишь несколько передовых вузов получат право проводить свои дополнительные вступительные испытания, и список этих привилегированных институтов и университетов будет утверждаться специальным правительственным постановлением. Наибольшему сомнению подвергалась возможность проведения ЕГЭ в тестовой форме по гуманитарным предметам. Депутат Олег Смолин предложил вовсе исключить эти предметы из ЕГЭ. И несмотря на то, что поправка была отклонена, председатель думского комитета по образованию Николай Булаев сказал: «Я разделяю эту обеспокоенность. Это — предмет отдельного разговора». Казалось бы, ЕГЭ и есть подспорье для всех амбициозных и упертых регионалов. Но часто практика показывает обратное. Коррупция никуда не делась.«Денежные» родители все равно найдут способ «посадить» свое чадо на чье-то место. Как ни пытались зашифровывать фамилии на бланках тестов или открывать задания перед началом экзамена, были случаи, когда «особо умные» приходили с решенными заданиями… Депутат А. Чернышов рассказал интересную историю. Мальчику родители «оплатили» решение ЕГЭ. А он сел не на свой вариант. Понятно, что произошло... Обсуждение в Думе показало, что у ЕГЭ не одно слабое место: неопределенность с обязательными предметами для сдачи в форме ЕГЭ, неясности с ЕГЭ в качестве вступительного экзамена, проблема сдачи ЕГЭ после окончания школы, отсутствие общественного контроля. Однако же законопроект обретает реальные черты.
Ректор МГУ убежден, что устный экзамен, живой контакт профессоров и будущих студентов необходим. «Талантливых ребят надо искать и отбирать штучно, — подчеркнул Виктор Садовничий. — Истинно творческая личность и человек, умеющий быстро ставить плюсики и минусы, отвечая на сто вопросов теста, — совсем не одно и то же». Закон принят во втором чтении, и, как всегда, теперь остается верить в лучшее.