Лекарства на ровном месте
Можно ли улучшить лекарственное обеспечение льготников
«Необходим принципиальный пересмотр практики реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения и увеличения ее финансирования», — заявил 1 марта уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Михаил Таранцов. Волгоградский омбудсмен — далеко не единственный, кто выступает за кардинальные улучшения лекарственного обеспечения льготников.
Объяснить причину сбоев в лекарственном обеспечении льготников 7 марта в рамках «правительственного часа» в Госдуме попытается глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. Но на момент верстки номера мы так и не смогли узнать состоится ли он. По сведениям из регионов, с начала 2007 года около 20% всех выписанных льготных рецептов остались необеспеченными. Кроме того, наблюдается массовый отток граждан из системы ДЛО, что говорит о кризисе всей системы. Наконец, сами поставщики и производители лекарств из-за бюджетной задолженности задумались об отказе от поставок.
Какие пути преодоления кризиса системы лекарственного обеспечения предлагают эксперты?
Кризисные симптомы лекарственного снабжения оказались в центре внимания Президента России Владимира Путина. На совещании с членами правительства 26 февраля президент указал Михаилу Зурабову, что уход граждан из системы ДЛО и перераспределение финансовых ресурсов следовало оценить заранее, «и то, что это не было сделано своевременно, это печально». Впрочем, печальным можно назвать не только факт отсутствия текущих прогнозов, но и само состояние системы лекарственного обеспечения. Особенно дефекты видны в сопоставлении с иностранными аналогами. Так, например, общенациональная система здравоохранения Испании покрывает 92,3% расходов на лекарства, стоимость которых возмещается государством. Остальные затраты оплачиваются больными. С 1986 года в Испании лекарственные препараты лицам старше 65 лет предоставляются бесплатно.
Почему российская система лекарственного обеспечения оказалась значительно хуже зарубежных аналогов?
Почти во всех странах расходы на возмещение стоимости лекарств постоянно увеличиваются. И основная причина этого — рост цен на лекарства. При этом характеристика «дорогие» далеко не всегда является негативной оценкой. Как правило, дорогостоящие лекарства более эффективны и результативны при лечение болезней. Тем не менее для уменьшения расходов применяются препараты-дженерики, вводится система референтных цен, по которым производится возмещение затрат государством или системой страхования, ограничиваются размеры прибылей оптовых поставщиков, вводится система подушевого финансирования и т.д.
Например, затраты на лекарства в Швеции меньше, чем в других странах Евросоюза, поскольку монопольным правом на розничную торговлю лекарствами здесь обладает государство. Все аптеки принадлежат государственной фармацевтической корпорации Apoteket AB. Эта корпорация снабжает препаратами всю страну. Государственные и частные медицинские учреждения и Госсовет по социальному страхованию платят за лекарства фирме Apoteket AB по ценам, которые определяет Госсовет. Согласно действующей системе льгот расходы на лекарства, превышающие Є200 в год, компенсируются государством. Эти данные приводит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Елена Тельнова.
Возмещением стоимости расходов по оказанию лекарственной помощи льготному контингенту населения Франции занимаются организации общественной безопасности или организации социального страхования через выплаты непосредственно аптекам. Процесс управления выплатами компьютеризирован, для чего введена система SESAM-Vitale, заменившая бумажные носители данных о пациенте, медицинских работниках и фондах страхования и обеспечивающая быстроту обработки, уменьшение риска ошибки, гарантию своевременной оплаты аптекам. Каждый француз имеет карту Vitale. Их сканирование в аптеках осуществляется на специальном оборудовании. Расходы по возмещению стоимости лекарств составляют более 80% от общего товарооборота аптек.
При этом компенсируется 100% затрат на дорогостоящие и незаменимые препараты, 65% — на обычные лекарства и 35% — на лекарства, которые не считаются необходимыми. Цены на лекарства, стоимость которых подлежит возмещению, во Франции регулируются государством. Поэтому они сравнительно низкие. Более низкие цены на лекарства, подлежащие возмещению, только в Испании и Италии. В последние годы во Франции взят курс на более широкое использование препаратов-дженериков, удельный вес которых достиг 54%, что позволяет в сфере социальной защиты экономить до Є500 млн. в год.
Нужна ли государственная монополия на продажу лекарств по образцу Швеции?
России же пока нечем похвастаться в сфере лекарственного обеспечения населения. «Система ДЛО оказалась в кризисном состоянии, обусловленном не только громким коррупционным скандалом, но и присущими ей внутренними изъянами», — считает завлабораторией экономики социальной сферы Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Шишкин. Формирование перечня льготных лекарственных средств, возможность вносить в него изменения в течение года, а также выбор монопольных дистрибьюторов методом квалифицированного отбора, без проведения тендера, создает возможности выстраивания «откатных» схем внутри системы лекарственного обеспечения. Кроме того, в России созданы непрозрачные механизмы контроля цен поставщиков и предельных размеров торговых надбавок дистрибьюторов. Плохо контролируется также соответствие объемов оплаченных и реально обслуженных рецептов.
Почему граждане покидают систему дополнительного лекарственного обеспечения?
В федеральном бюджете 2005 года сумма расходов на оплату лекарств льготникам была установлена в размере 50,8 млрд. руб., при этом стоимость лекарств, которые были отпущены льготникам, составила 44 млрд. руб. Льготники имели возможность выбрать, будут они получать в 2006 году набор социальных услуг, в который входит лекарственное обеспечение, или денежную компенсацию, равную стоимости набора. В итоге численность получателей набора социальных услуг сократилась до 51,4% от численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Доля получателей набора социальных услуг в 2007 году сократилась до 49,1% (по данным на октябрь 2006 года).
В бюджете 2006 года на программу ДЛО было выделено 29,1 млрд. руб. Сокращение финансирования программы по сравнению с 2005 годом соответствовало уменьшению численности лиц, принявших решение в ней остаться. Несмотря на двукратное сокращение участников системы ДЛО, объем выписанных лекарств продолжал расти. В первом полугодии 2006 года количество выписанных рецептов (66,0 млн.) оказалось на 8% больше, чем в первом полугодии 2005 года (61,3 млн.). При этом стоимостный объем счетов, выставленных дистрибьюторами за выданные лекарственные средства, достиг 27,4 млрд. руб. К концу третьего квартала объем выставленных счетов превысил 45,8 млрд. руб.
Какие факты завышения цен на льготные лекарства известны сотрудникам Минздравсоцразвития?
«Имеется множество свидетельств, что цены, по которым оплачивались лекарства, отпускаемые бесплатно льготникам, превышали цены на аналогичные препараты, реализуемые в свободной продаже, — утверждает Сергей Шишкин. Возникновение финансового дефицита связано не только с завышением цен. Главным изъяном созданной системы является отсутствие определенных в явном виде форм регулирования объемов потребления лекарственных средств, считают эксперты ИЭПП. Врачи получили право самостоятельно определять объемы выписываемых препаратов. При этом руководство министерства объясняло это желанием исчерпать отложенный спрос льготников на нужные им препараты и экспериментально определить реальный объем потребностей льготников. Демонстрировалась также уверенность в том, что предусмотренные федеральным бюджетом 2005 года средства, превосходящие в 6,4 раза общий объем расходов на лекарственное обеспечение льготников в 2004 году (7,9 млрд. руб.), будут достаточными для удовлетворения потребностей этих категорий.
Однако закрывать бюджетный дефицит системы ДЛО дополнительными вливаниями все же пришлось. В конце февраля 2007 года Госдума одобрила выделение дополнительных средств на лекарства для льготников, приняв сразу в трех чтениях поправки к Закону «О бюджете фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год». Эти поправки предполагают выделение дополнительных 16 млрд. руб. на частичную ликвидацию задолженности в системе ДЛО, которая накопилась с середины прошлого года из-за проблем с финансированием лекарственного обеспечения.
Почему граждане получают все меньше и меньше наименований льготных лекарств?
Еще одной мерой антикризисного реагирования является сокращение перечня лекарственных средств, отпускаемых льготникам. С 1 ноября 2006 года он уменьшен примерно на 15%: исключены 74 международных непатентованных наименования лекарственных средств, в том числе препараты для лечения ВИЧ, СПИДа и туберкулеза. В новом перечне, утвержденном Минздравсоцразвития, осталось 436 наименований. Предусматривается также установить особый контроль за назначением примерно 78 препаратов для лечения заболеваний крови, онкологических и других заболеваний Однако, по мнению экономистов из ИЭПП, общая направленность этих мер вполне оправданна.
Михаил Сергеев