Статьи

Закону «О защите прав потребителей» — 15 лет

Итоги работы и задачи на будущее

На пресс-конференции в Государственной Думе подвели итоги проделанной работы в области защиты потребителей с момента принятия Закона «О защите прав потребителей», участниками которой стали депутаты Государственной Думы Е. Федоров, П. Шелищ и начальник Управления по защите прав потребителей Роспотребнадзора О. Прусаков.

15 лет назад, 7 февраля 1992 года, Президентом РФ был подписан Закон «О защите прав потребителей», впервые в российской истории не только определивший состав этих прав и вытекающих из них обязанностей предпринимателей, но и заложивший основы создания в России национальной системы защиты прав потребителей. Сегодня брошюры с этим законом вывешены едва ли не в каждом магазине, ресторане и других заведениях. По словам депутата Петра Шелища, количество нарушений медленно, но неуклонно снижается, однако споров меньше не становится: «Сегодня в досудебном порядке решается от 80 до 90 процентов конфликтов между продавцами и потребителями. Чем больше изготовитель знает о решениях в пользу потребителей, тем больше процент решаемых в досудебном порядке споров». За 12 последних лет доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, причиненного недоброкачественным товаром или услугой, снизилась более чем в два раза. В 1994 году лишь каждый третий потребитель был готов добиваться справедливости, сегодня таковых, по словам участников пресс-конференции, стало почти в два раза больше.

С момента создания закона в Союзе потребителей России и его региональных организациях получили правовую помощь два миллиона граждан, чьи права были нарушены. Выиграно более 70 тысяч дел в судах. Однако эти позитивные данные все еще не говорят о совершенстве закона. На пресс-конференции прозвучало пожелание о том, чтобы подобные дела решались в досудебном порядке чаще. Зачастую потребительские споры решаются очень долгое время, поэтому было высказано пожелание создать государственную структуру, решающую споры быстрее и вне суда. Особенно если дело касается гарантийного обслуживания. В таких случаях нерадивые продавцы заходят слишком далеко, пытаясь снять с себя ответственность за товар ненадлежащего качества, они просто меняют юридическое лицо.

Петр Шелищ даже назвал лидера подобных обманов — это известная сеть магазинов бытовой техники «Эльдорадо». Понесших убытки от товаров магазинов известной фирмы сегодня насчитывается не одна сотня человек по всей стране. Поэтому в декабре минувшего года в Государственной Думе в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей» и в часть вторую ГК РФ». Законопроект направлен на противодействие таким системным нарушениям.

Кроме того, зачастую от недоброкачественного товара «страдает» не только покупатель, но несет немалые убытки и продавец. По этому поводу Петр Шелищ сказал: «Нам понравилась идея, которая заложена в украинском «Законе о защите прав потребителей», по которому продавец имеет право предъявить претензии не только поставщику этого товара, но и производителю и даже импортеру или иностранному производителю через российского представителя».

Выступающие заявили, что в ближайшем времени в регионах России появятся консультационные центры для потребителей, где они смогут совершенно бесплатно получить информацию, помощь в решении конфликтных ситуаций, связанных с нарушением закона о правах потребителя. Также планируется создание интернет-портала «Защита прав потребителей», выпуск «Вестника Союза потребителей России», а также издание тематических справочников. В ближайшие два года будет идти подготовка к созданию Российского центра экспертизы потребительских товаров с перспективой издания на его базе журнала для потребителей.

Ксения Селезнева


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru