Статьи

Испытание смертью


Разрыв между спросом и предложением донорских органов растет с каждым днем

26 января Государственная Дума проголосовала за изменение в ФЗ РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в котором была исправлена роковая ошибка отечественных законодателей, совершенная в 2004 году.

22 декабря 1992 года в России был принят закон о трансплантации, в котором в ст.4 сказано: «Забор и заготовка органов и (или) тканей человека разрешаются только в государственных учреждениях здравоохранения». В связи с разделением полномочий между федеральным центром и субъектами РФ 22 августа 2004 года в законодательство страны были внесены изменения. В том числе и в «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», разделившие полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области охраны здоровья таким образом, что забор и заготовка органов и (или) тканей человека разрешаются только в государственных учреждениях здравоохранения. До введения изменений в законодательство все лечебно-профилактические учреждения здравоохранения являлись государственными, теперь же в муниципальных учреждениях здравоохранения, в которые попадает большинство потенциальных доноров, забор и заготовка донорских органов были прекращены. Это практически заблокировало работу всей системы по трансплантации органов, поскольку потенциальные донорские базы были вынуждены под давлением прокуратуры отказаться от сотрудничества с центрами трансплантации. И это произошло в стране, где в 2005 году от умерших доноров было выполнено менее 4 пересадок почки на 1 млн. населения. Для сравнения: Австрия — 45,2 на 1 млн. населения; Испания — 47,9; США — 33,2; Латвия — 34,3.

Ежегодно число больных в России, нуждающихся в пересадке органов, насчитывает около 5000 человек. Больные, которым требуется пересадка органов, не имеют альтернативы: или им выполняется эта операция, и они продолжают жить, восстанавливают свое здоровье и возвращаются к трудовой деятельности, или же они обречены на смерть. Так, в настоящий момент в «Листе ожидания» на пересадку почек в Московской области находятся более 500 больных, которые остро нуждаются в срочной пересадке. Количество нуждающихся в пересадке почки ежегодно увеличивается на 200-300 человек. Отсутствие возможности проведения трансплантации приводит к необходимости госпитализации данных пациентов в гемодиализные центры. Гемодиализное место обходится государству в несколько раз дороже, чем комплекс мероприятий по трансплантации, и таких мест катастрофически не хватает. Обеспеченность диализными местами в России в десятки раз ниже, чем, скажем, в Японии или США. Пациент на диализе, как правило, нетрудоспособен. Операция по трансплантации возвращает человеку трудоспособность, что экономически выгодно обществу и государству. К сожалению, разрыв между спросом и предложением донорских органов в России растет с каждым днем.

По инициативе заместителя председателя Комитета по охране здоровья Николая Герасименко в ст. 4 закона о трансплантации было внесено лишь одно изменение: «Забор и заготовка органов и (или) тканей человека осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения». Эта поправка позволяет нормализовать ситуацию, хотя и не решает многих других проблем.

Сегодня никто не возьмется подсчитать, сколько людей, включая детей, погибло или оказалось на грани жизни и смерти из-за ошибки российских законодателей, которые не учли последствия для больных, которым требуется пересадка органов, при принятии законов в 2004 году. Ответственность за качество принимаемых законов целиком и полностью лежит на парламентариях, обязанных при принятии закона учесть все обстоятельства дела, с ним связанные. Однако традиции отвечать за свои профессиональные действия в России отсутствуют. Те из больных, кто выжил в этот период, сейчас вновь получили шанс на пересадку донорских органов. А те, кто не выжил, уже не станут задавать «неудобные» вопросы, почему государство в лице избранников народа лишило их права на жизнь.

Олег Казаков

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru