Статьи

А вдоль дороги: МЭРТ...

Прошедшая неделя в очередной раз потрясла общественность слухами об отставке Германа Оскаровича Грефа — выдающегося деятеля либерального движения в нашей стране. Говорим мы так безо всякой иронии, ибо кто еще из действующих министров может носить гордое, но опасное звание либерала. Возглавляемое им министерство по духу и оказалось гнездом этого самого экономического движения, т. к. иные задачи, стоящие перед этим министерством, обществу доселе были не очень ясны.

О возможной отставке Грефа много раз говорилось, писалось, передавалось из уст в уста. Каждый раз в связи с каким-либо антилиберальным или анти-МЭРТовским (что одно и то же) демаршем партнеров Грефа по правительству. Кажется, что-то подобное происходило в связи с обсуждением (или необсуждением) в правительстве Касьянова реформирования Газпрома, административной реформы, снижения (неснижения) числа лицензируемых видов коммерческой деятельности… Каждый раз обходилось, т. е. несмотря ни на что, Греф в отставке не оказывался. Сказывалось происхождение, заслуги перед прошлым, ну и вера в будущее.

И вот опять! Да еще накануне очередного питерского экономического Форума — детища министра. Да и повод подходящий: несогласие с новым веянием — воссоздать министерство торговли, да еще вне стен МЭРТ. Вообще-то Герман Оскарович всегда стремился уменьшить число министерств, особенно ненужных, частично путем вливания их функций в МЭРТ, где их можно было бы оперативнее похоронить.

С точки зрения развития экономики такие идеи бизнес-сообществу всегда казались здравыми. Особенно что касается торговли. Слава богу, что нет уже министерств тяжелой промышленности, легкой промышленности… правда, зачем-то живет агропромышленный атавизм.

Какими колхозами управляет Министерство сельского хозяйства, непонятно, явно, что не агрокомплексами сенатора Лисовского или алюминщика Дерипаски. Вот бы и его в МЭРТ…

Конечно, определенные функции в области торговли, и то внешней, государство за собой сохраняет, как то: квотирование импорта, таможенные пошлины, представительства за рубежом. Да вот, впрочем, и все. От торговых представительств МЭРТ фактически уже избавился, предоставив Росзагрансобственности зарабатывать на сдаче в аренду площадей, ими ранее занимаемых.

Спорное это было решение, неоднозначное.

Но оно свершилось. Наверное, удалось сократить тысячу человек — чем не результат? Жаль, правда, что бизнес-сообщество лишилось гражданских источников информации об экономических процессах за рубежом, ну так это дело наживное. Будучи либеральным ведомством, МЭРТ всячески гнет линию на вступление России в ВТО.

Дело хорошее, только непонятно, зачем. Что там делать, в этом ВТО? Какие выигрыши? Не перевешивают они плюсы, о которых никто толком ничего не знает.

Вообще, чем свободнее и транспарентнее рынок, тем лучше потребителям. А потребители сегодня — это все мы: и люди, и компании разных калибров. А транспарентность и свобода рынка — это когда в нем очень мало государства. За это Герман Оскарович всегда и боролся, за что ему огромное спасибо. Прав он был или нет в отдельных мелочах, уже даже и не важно. А ночные бдения в Александр-хаузе?

Это он тогда вместе со своим нынешним замом г-жой Набиулиной все придумывал, как мы будем жить в 2006 году, например. Хорошо бы сравнить их тогдашние идеи с сегодняшним днем. Наверное, что-то и сбылось.

А конкурсы на вакансии в МЭРТ? А тендер на консультантов по проектам? А интернетизация работы министерства? Тоже все там же и оттуда же. Поэтому очень не хочется, чтобы Герман Оскарович переходил на научную работу.

Пропадет там его талант правительственного креативщика. Конечно, излишний романтизм тоже ни к чему, и если бы все было бы по-грефовски, вряд ли страна была бы такой, какова она есть, но в виде островка осторожного вольнодумства МЭРТ выглядит очень даже ничего. В конце концов, и располагается он на месте первого синематографа Москвы, впитав, видимо, и дух его романтизма и прогресса.

Георгий Кириллов
Институт развития прессы 2010 © FinS.ru