Статьи

Нацпроект буксует

По данным официального сайта Генеральной прокуратуры России от 11 августа 2006 года, она поручила Федеральной антимонопольной службе организовать проверку исполнения строительными организациями антимонопольного законодательства при определении ими цены на возводимое жилье на предмет возможного ценового сговора в Москве, С.-Петербурге и Московской области.

Материалы прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» свидетельствуют о том, что одной из серьезных проблем, препятствующих успешному осуществлению этого проекта на указанных территориях, является необоснованно высокий рост цен на жилье. За последние годы стоимость одного квадратного метра жилья выросла в несколько раз. Факторами, влияющими на рост цен на недвижимость, являются и необоснованно высокие премиальные, увеличение стоимости строительных материалов, и возможный ценовой сговор между строительными компаниями, возводящими жилье в данных регионах.

По мнению начальника управления антимонопольной службы Михаила Евраева, цена за квадратный метр обычного жилья в Москве должна быть порядка 1300 долл. США (в строительстве цены еще не трансформировались в рублевый эквивалент), тогда как сегодняшняя реальная цена составляет около 4000 долл.

Генеральной прокуратурой России предложено ФАС организовать проверку на предмет возможного ценового сговора при определении строительными организациями цены на вновь возводимое жилье, а также исполнения ими требований антимонопольного законодательства в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Прокурорам на местах, а также МВД России Генпрокуратурой дано указание оказать необходимое содействие ФАС в проведении указанных проверок.

Нельзя не отметить того, что осталось за кадром текста официального заявления Генпрокуратуры: не оговаривался вопрос о коррупционной составляющей высоких цен на жилье. По осторожным оценкам экспертов, строительный бизнес как никакой другой завязан на бюрократию и исправно «откатывает» ей не менее 10% прибыли. Причем именно чиновники числятся в России среди основных покупателей новых квартир. Никакой ценовой сговор, никакие повышения цен на строительные материалы, никакие строительные пирамиды немыслимы без того или иного участия местных чиновников. В частности, по мнению председателя Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, «процесс выделения участков под застройку излишне забюрократизирован, законодательное регулирование требует серьезного совершенствования, процесс получения разрешений на различные этапы строительства требует серьезного законодательного регулирования и поправок в законодательстве». Комитетом внесен законопроект, который устраняет ряд административных барьеров. В том числе различные ведомственные согласования, которые установила Роснедвижимость для себя, и, пользуясь этим, чиновники в организациях, которые оформляют участки под застройку, зачастую просто выкручивают руки инвесторам. От приобретения земли до оформления под строительство уходит порядка 3,5-4 лет. Это создает благодатную почву для всяческих злоупотреблений со стороны чиновничества.

То, что не все «чисто» в законодательстве и исполнении законов Москвы, еще раз подтвердил скандал, разгоревшийся недавно в Южном Бутово. Будет ли «Единая Россия» стоять на принципиальной позиции в борьбе с коррупцией в строительной сфере, даже если «под прицелом» окажутся ее известные члены, – покажет уже ближайшее будущее.

Хотелось бы надеяться на то, что получение гражданами России доступного и комфортного жилья стало приоритетом в работе не только Президента и Правительства России, но и всех политических сил.

Олег Казаков


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru