Статьи

Наилучшие существующие технологии — в жизнь!

В рамках взаимодействия Государственной Думы и субъектов Российской Федерации в Госдуме прошел семинар-совещание «Законодательное обеспечение платности негативного воздействия на окружающую среду». Вел семинар председатель Комитета по экологии Владимир Грачев.

Комитетом по экологии был представлен законопроект «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».Принцип платности негативного воздействия заложен в ФЗ «Об охране окружающей среды» и имеет цель включения экономических рычагов управления поведением природопользователей посредством создания заинтересованности в снижении негативного воздействия на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности.

Концепция законопроекта учитывает требования, изложенные в Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2006 году, которые состоят в том, чтобы исключить возможность принятия индивидуальных решений по размерам платежей для каждого плательщика и стимулировать переход на современные энергоэффективные технологии. В связи с этим в законопроекте особое внимание уделено вопросам начисления платы, которая может в размере 70% оставаться в распоряжении хозяйствующего субъекта при условии проведения природоохранных мероприятий в качестве зачета их стоимости. И только при превышении технологических нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду, установленных на основе НСТ, плата перечисляется в бюджет.

В законопроекте уточнен круг уполномоченных органов, осуществляющих администрирование платы. Помимо федерального администратора, которым является в настоящее время Ростехнадзор и его территориальные органы, соответствующими полномочиями наделяются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы исполнительной власти муниципальных образований, так как, согласно Бюджетному кодексу России, плата распределяется по уровням бюджетной системы в пропорции: 20% — на федеральный уровень, 40% — на уровень субъекта Российской Федерации и 40% — на муниципальный уровень.

В случаях обнаружения нарушений положений данного закона применяются меры административной ответственности. В частности, хозяйствующий субъект не имеет права на деятельность при отсутствии разрешения уполномоченных органов и соответствующей постановки на учет в качестве плательщика. При существенном расхождении декларируемых размеров платы за негативное воздействие и фактических значений этого воздействия в случаях превышения допустимых нормативов недоимки по плате могут взыскиваться в порядке, установленном в законопроекте.

Важное место занимает положение, касающееся системы нормирования негативного воздействия и установления допустимых нормативов для целей взимания платы. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой все хозяйствующие субъекты укладываются в норматив более чем на 90%, а экологическая ситуация не улучшается. Для устранения указанного недостатка в законопроекте предлагается задействовать новую систему нормирования, основанную на технологических нормативах, которые отражают значения негативного воздействия в расчете на единицу произведенной продукции.

Были затронуты разные аспекты предлагаемого законопроекта и состояние дел в природоохранительной отрасли России в целом. Неоднократно подчеркивалось, что исчисление платы является не налоговым платежом, а фискальным сбором. На возможный конфликт этих сборов с бюджетом обратил внимание В. Гаврилов. А. Ишков указал на коррупционные риски, имеющиеся в законопроекте, которые необходимо снизить. Также предлагалось уточнить термин «наилучшие существующие технологии» (НСТ): он должен обозначать не некие научные разработки, которые существуют в мире, а конкретные доступные технологии, зафиксированные в реестре НСТ. Представители регионов говорили о важности экологических фондов, которые позволяют решать конкретные задачи по улучшению экологической ситуации в субъектах Российской Федерации. В качестве положительного примера послужил Экологический фонд Республики Татарстан, который на семинаре представлял его директор Владимир Бармин. Нужно отметить также присутствие на семинаре представителя природоохранных органов Чеченской Республики Ильяса Агаева. Это показатель того, что процессы в регионе идут в сторону укрепления государственности и оздоровления экономической обстановки.

Дискуссия показала, что большинство выступающих приветствовали подготовленный законопроект. Дело осталось «за малым»: довести его до ума, принять в качестве закона и сделать работающим инструментом. И, возможно, тогда в России воздух будет чище и вода слаще. А это и есть то качество жизни, без которого задача «сбережения народа» решена быть не может.

Олег Казаков


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru