Есть такая профессия — Бутово зачищать
А судьи кто?
Уже неделю не утихают страсти в столичном микрорайоне Южное Бутово, где чиновники через решения московских судов добровольно-принудительно выселяют жителей, чтобы на месте старого подмосковного поселка были построены многоэтажки.
19 июня судебные приставы при содействии милиции и ОМОН выселили из частного жилого дома в Бутово семью Прокофьевых: мать и сына, которые не согласились переехать в предложенную им на двоих «однушку». Во время выселения приставы предъявили решение суда и исполнительный лист, в которых речь шла только о выселении. Жители требовали встречи с представителями мэрии Москвы, однако к ним никто не приехал. Вместо мэра Москвы Юрия Лужкова отстаивать права жителей столицы прибыли члены Общественной палаты: Анатолий Кучерена, Николай Сванидзе и Олег Зыков.
Но благодаря СМИ, частный вопрос вышел далеко за рамки Бутово. Еще 31 мая на президиуме Совета по реализации национальных проектов 1-ый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев потребовал навести порядок с земельными участками, которые выделяются под застройку жилья. По статистике, почти две трети россиян предпочли бы свой коттедж многоквартирному дому. Однако именно в вопросе распределения земельных участков под застройку, находящегося в компетенции муниципальных властей, необходимо наводить порядок. «Взявшись за этот вопрос, мы разворошили улей», — сказал Д. Медведев. Ситуация в Бутово разворошила не какой-нибудь маленький улей на две-три пчелы, а многомиллионный московский улей. Передачи и комментарии большинства ТВ-каналов однозначно негативно восприняли попытки московских властей с помощью ОМОНа решить проблему жителей Бутово. И только «ТВ Центр», являющийся рупором правительства Москвы, безоговорочно отработал в пользу действий властей.
История в Южном Бутово выявила целый пласт проблем, с которыми предстоит еще разбираться. Но прежде всего удручает хамское отношение властей к жителям столицы. Любой москвич знает, что общение со столичными чиновниками доставляет мало радости и приводит к немалым затратам. И к этому уже привыкли. Поражает, однако, реакция властей на сложившуюся ситуацию. 24 июня мэр Москвы Ю. Лужков обвинил в «жлобстве» (читай – «в жадности») тех жителей Бутово, которые не хотят переезжать в предложенные им квартиры. Возмущенные жители подали иск о защите чести и достоинства к мэру Москвы. Впрочем, уже раздаются голоса о том, что мэра не так информировали его чиновники, т.е. уже готовиться площадка для «сохранения лица». Удивляет негодование московских властей по поводу участия членов Общественной палаты в данном деле. С какой стати исполнительная и законодательная власти Москвы указывают, чем должна заниматься Общественная палата, а чем не должна; что должен делать адвокат А. Кучерена, а что не должен. Почему московская власть так неадекватна, если не сказать истерично, восприняла критику в свой адрес ситуации в Бутово?
Причина, возможно, в том, что долгое время власть Москвы была вроде священной коровы. Еще до начала строительства государственной «вертикали власти» уже был создан свой московский «улей», в котором тесно переплелись интересы всех трех ветвей региональной власти. И эта власть фактически бесконтрольно и безнадзорно делала всё, что хотела. Москва хорошела офисами и превратилась в своеобразный дорогой бутик, в котором комфортно себя чувствуют те, чьи фамилии регулярно публикует журнал «Форбс», а также чиновники с их женами, мужьями, детьми, родственниками и аффилированными структурами. В связи с началом реализации национальных проектов интересы государства стали конфликтовать с интересами региональных элит — «крепких хозяйственников», «политических тяжеловесов» и просто местных «авторитетов». Ситуация в Бутово не только может рассматриваться с точки зрения показательного примера для всей страны, но и повлиять на будущее многих московских чиновников, имеющих свои планы на продвижение по федеральной лестнице. Если сейчас правоохранительные органы в рамках реализации Послания Президента обратят внимание на происходящее непосредственно вокруг Кремля, то можно ожидать, что многие московские чиновники окажутся далеко за пределами коридоров власти и своих подмосковных дач.
И тогда Общественная палата вдруг перестанет выглядеть каким-то декоративным органом, созданным для имитации гражданского общества, а станет его действенным инструментом, способным защитить «маленького человека» не только в Бутово, но и в других регионах РФ.
Олег Казаков