Статьи

Пятый национальный проект?

Газификация регионов Восточной Сибири как социальный приоритет

О проблемах газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые обсуждались на «круглом столе» в Совете Федерации на прошлой неделе, мы попросили рассказать председателя подкомитета по газу Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, члена Наблюдательного совета Российского газового общества Евгения Заяшникова.

— В чем важность для Российской Федерации газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока?

— Опыт последних десятилетий говорит о том, что газификация нашей огромной страны является необходимым элементом ее энергетической безопасности и показателем социальной стабильности государства. Именно поэтому интенсивная газификация должна стать еще одним из социальных приоритетов политики России.

Россия обладает более чем 25% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивая надежные поставки 25% газа в Европу, а в недалеком будущем планируется обеспечивать азиатско-тихоокеанский рынок, и Китай в первую очередь. Выступая на Байкальском экономическом форуме, заместитель председателя правления Газпрома Александр Ананенков заявил: «Потенциально, исходя из ресурсной базы (свыше 29 трлн. куб. м разведанных запасов природного газа), Газпром может добывать до 900 млрд. куб. м газа в год. Перспективный уровень добычи газа будет определяться только спросом на газ». В 2005 году Газпром добыл 547,9 млрд. куб. м газа, в планах компании увеличить добычу газа к 2010 году до 550-560 млрд. куб. м газа. Освоение нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока — проект крайне важный для российской экономики. Имеющиеся запасы углеводородного сырья и оценки прогнозных ресурсов создают предпосылки для дальнейшего наращивания сырьевой базы. Формирование и развитие нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока является одной из важнейших составных частей энергетической стратегии России на период до 2020 года, а теперь уже в подготовке в 2007 году новой редакции стратегии до 2030 года.

Однако, имея почти треть общемировых запасов газа и занимая первое место в мире по его добыче, Россия сама газифицирована чуть более чем на 50%. Значительная часть субъектов Российской Федерации, включая регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, при наличии огромных запасов газа практически не газифицированы, и уровень газификации Дальневосточного федерального округа составляет лишь 5,6%, а в Сибирском федеральном округе уровень газификации является самым низким в России среди федеральных округов и составляет всего 4,1%.

Вместе с тем, по данным Газпрома, в некоторых субъектах Федерации, например в Татарстане и Башкирии, уровень газификации фактически равен 100%, в Белгородской области около 96%, в экономически развитой Нижегородской области уровень газификации составляет лишь 70%. В центральной России уровень газификации еще ниже. Есть различия и в уровне снабжения сетевым газом городов и сел. Если российские города газифицированы в среднем более чем на 60%, то сельская местность — лишь на 34%.

В целом Россия располагает развитой системой газоснабжения потребителей. Разветвленная сеть распределительных газопроводов общей протяженностью свыше 580 тысяч километров обеспечивает поставки газа свыше 1,5 тысячи городов и поселков городского типа, а также более 24 тысячам сельских населенных пунктов и около 30 миллионам квартир и домовладений. Ежегодно на селе дополнительно вводится в действие по 10-12 тысяч километров распределительных газовых сетей. В 2006-2007 годах Газпрому поручено направить на газификацию регионов 35 млрд. рублей. За счет бюджетных источников различного уровня будет использовано не менее 8-10 млрд. рублей. Это позволит повысить уровень газификации к 2008 году до 60% (в городах — до 66%, в сельской местности — до 42%). Дополнительно 11 миллионов граждан страны улучшат условия своей жизни, получив стабильные тепло и свет.

— Каково законодательное обеспечение газификации России? Нужно ли еще что-то изменить в законодательстве, чтобы ситуация улучшилась?

— Можно с уверенностью говорить, что газ — это основной энергоноситель XXI века. Поэтому очень важно создание эффективного законодательного обеспечения газовой отрасли для решения накопившихся проблем, которые сдерживают развитие газового сектора страны.

В настоящее время в Российской Федерации существует развернутая система правового регулирования газовой отрасли. Вместе со всем известным Законом «О газоснабжении» в РФ сегодня действуют более 20 федеральных законов и свыше 70 указов президента и постановлений правительства. В июле 2006 года принят Федеральный закон «Об экспорте газа».

Сегодня федеральное законодательство устанавливает правовые, экономические и организационные основы отношений в сфере газоснабжения, ограничивает монополистическую деятельность на товарных рынках, устанавливает основные аспекты формирования ценовой политики, установления тарифов и другие правовые основы формирования рынка. Вместе с тем, необходимо ускорить принятие ряда федеральных законопроектов, таких, как: «О магистральном трубопроводном транспорте», а также «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», который послужит хорошим стимулом к созданию межтопливной конкуренции.

Развитию газификации будет способствовать организация биржевой торговли газом. Правительство РФ наконец сделало важный шаг в этом направлении, и 2 сентября 2006 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал соответствующее постановление, предусматривающее продажу на бирже до 10 млрд. куб. м газа. Половину этого объема должен предложить Газпром и аффилированные с ним структуры и половину — независимые производители. На днях в Ханты-Мансийске зарегистрирована биржа по торговле нефтепродуктами.

Очень обнадеживает также и то, что Правительство РФ приняло решение о разработке «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР». Для успешного ускоренного развития газификации в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока необходима систематическая поддержка целевых программ Газпрома и инициатив Российского газового общества региональными и муниципальными руководителями. Особое внимание необходимо уделить внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять строительство и реконструкцию котельных с применением высокоэффективного газоиспользующего оборудования, оснащение тепловых промышленных агрегатов современными газогорелочными устройствами и повсеместное внедрение приборов учета и регулирования. Повсеместное применение этих простых и некапиталоемких мер позволит, по оценкам экспертов, сократить потребление газа на 10-12%. В масштабах России экономия составит 35-40 млрд. куб. м газа. Необходимо также всячески обеспечивать социальную поддержку газификации малообеспеченной части населения, включая предоставление долгосрочных беспроцентных кредитов и дотаций. Полагаю также, что в целях ускорения социального развития следует рекомендовать Правительству РФ совместно с региональными администрациями завершить до конца 2006 года программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки, переработки нефтегазового сырья и газификации регионов с учетом возможного экспорта газа и нефти на рынки Китая и других стран АТР с последующим замещением экспорта сырья продуктами его переработки.

 

 

БИОГРАФИЯ

Евгений Заяшников родился 7 ноября 1945 года в г. Гродно Белорусской ССР. Окончил Ярославский технологический институт, Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР Доктор экономических наук. Работал на Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе. Был гендиректором ПО «Ярославнефтеоргсинтез», членом совета директоров ОАО «Нефтяная компания «Славнефть», членом Совета по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ. Избирался депутатом Ярославского областного Совета народных депутатов, депутатом, членом Комиссии по бюджету, налогам и финансам ГД Ярославской области. Перед избранием в ГД Федерального Собрания РФ четвертого созыва — член Совета Федерации, представитель от ГД Ярославской области, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям.

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru