Плюс интернетизация всей страны
Интернет-технологии позволят серьезно увеличить трудовой потенциал России
Известный социолог Даниэль Белл в своей книге «Приход постиндустриального общества» указывал, что править миром в развитом постиндустриальном обществе будет меритократия, то есть власть, облеченная умом. Подразумевается, что это ум, который генерирует идеи на основе уже существующих достижений.
Таким образом, обеспечивается постиндустриальная креативность общества и поддерживается постоянно обновляющийся творческий слой для социального и научно-технического прогресса. Безусловно, под этой меритократией не стоит подразумевать исключительно верхушку власти, ибо места принятия решений по развитию цивилизации становятся все более дискретны и одновременно цельны в рамках единой линии прогресса. Функция развития общества становится идентичной функции луча — дискретно-волновой. Даже с точки зрения современных достижений это не может быть случайностью — ведь то, что сегодня движет прогрессом, напрямую связано со светом, точнее, с его проявлениями и сателлитами — электричеством, информационными потоками, оптоволокном.
Прогресс в XXI веке немыслим без тотального включения общества в процесс формирования единого мирового информационного пространства.
Мозг каждого человека становится элементом мозга человечества, связанного оптоволоконными нейронами Интернета. Сегодня множество задач требуют многопроцессорного решения, для чего замыкаются целые комплексы компьютеров в единую функционирующую сеть.
Но Интернет — это нечто большее. Это комплекс всех мозгов, объединенных в одном месте и в одно время.
Отныне для фундаментальных и прикладных исследований не обязательно вариться в тесных лабораторных комнатках. Лабораторией становится единое информационное пространство. И как вне его все менее возможны новые открытия и продвижения идей, так немыслим и сам прогресс отдельных элементов вне этого информационного поля.
Неподключенные элементы становятся изгоями общества.
И тут нет никакой «матрицы», которой пугают бесконечные параноики. Просто динамика прогресса стала такой сумасшедшей, что потребовались новые инструменты, которые до 90-х годов просто отсутствовали, а теперь стали незаменимы. И эти инструменты постоянно требуют взаимообмена и взаимооценки информационных потоков.
Интернет в России — это существенное и позитивное явление, которое уже активно влияет на мировое информационное поле. Во всех ракурсах — социальном, политическом, научном.
Однако кто бы что ни говорил и как бы ни отчитывался, интернетизация страны чудовищна. Ее просто нет. Все крупные города, конечно же, уже в сети. Но миллионы людей, живущих в селах и деревнях, даже не представляют, что такое «всемирная паутина». То есть миллионы людей еще не участвуют в международном информационном обмене, и их идеи, их креативность и творчество недоступны для реализации и использования в интересах отечественной экономики.
А ведь Интернет — это, ко всему прочему, и огромный рынок. Его обороты сравнимы с бюджетом нашей страны. Кроме того, это и возможность для огромного количества депрессивных поселков, деревень и городков нашей необъятной родины создать виртуальные рабочие места, которые могут приносить занимающим их людям реальные доходы и пополнять опять-таки ВВП страны. Все эти факторы указывают на срочную необходимость принятия широкомасштабной программы, обеспеченной законодательной поддержкой, по развитию Интернета в нашей стране.
Для этого не жалко потратить и деньги Стабилизационного фонда — ведь это инфраструктурный проект. Тем более вполне хватило бы нескольких курсовых разниц, потерянных Центробанком при переводе нашего Стабилизационного фонда из одной валютной корзины в другую (уже подсчитано, что на «потерянные деньги» можно было бы приобрести более 4 млн компьютеров, что позволило бы оснастить как минимум 800000 компьютерных классов —не знаю, есть ли у нас вообще такое количество школ). Уж на оснащение всех школ компьютерами — точно.
Как только Интернет появится в школах Центральной России, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, мы сможем решить проблему ощущения покинутости и забытости, которыми страдают многие депрессивные регионы, катастрофически теряющие молодое поколение. Мы сможем наладить системы платежей, телевидения, электронной прессы, дистанционного обучения, «оффшорного» аутсорсинга. Московские, питерские, новосибирские компании без труда смогут использовать в качестве сотрудников колл-центров, проектных бюро, интернет-магазинов, веб-дизайнеров, спичрайтеров и т.д. и т.п. до сих пор не задействованную армию страждущих работать людей.
Взять, к примеру, Северный Кавказ — во многих поселках до 90% безработных, из которых все больший процент людей с высшим образованием. Просто невозможно куда-то устроиться, а покинуть родные места мешают традиции. Похожая ситуация и в Центральной России. Только не традиции, а безденежье и отсутствие перспектив мешает сорваться с насиженных, но совсем не перспективных мест.
Использование интернет-технологий позволит серьезно увеличить трудовой потенциал России как минимум на 30%, а это ведь еще примерно такой же рост ВВП. Кроме того, стоит учитывать, что мы, таким образом, вливаем новую кровь, которой никто до сих пор не знал, как пользоваться. А новая кровь — это всегда новые взгляды, подходы, идеи, а значит, повышение конкурентоспособности всей экономики в целом.
Для решения проблемы требуется серьезная, но несложная работа по прокладке оптоволоконных сетей во все уголки нашей страны, где, к счастью, еще живут люди. Если вдруг Стабилизационный фонд и потерянной курсовой разницы все же жалко, то интернетизация — это именно то место, где стоит и срочно бы надо организовывать государственно-частное партнерство. Ростелекому, как лицу чрезвычайно заинтересованному в расширении оптоволоконных сетей для удовлетворения телефонных потребностей граждан, было бы вполне с руки поработать совместно с законодателями над поправками в Закон о связи, которые позволили бы активизировать приток частных инвестиций в оптоволоконизацию страны. Опять-таки, выиграли бы все.
Стоило бы также поддержать и новые технологии. Например, российская компания ЛокомоСкай разрабатывает и строит аэростаты связи, которые способны обеспечить интернетизацию труднодоступных районов либо решить проблемы в глобальном масштабе, избегая более дорогостоящих оптоволоконных проектов. Например, десять таких аэростатов способны обеспечить полностью интернетизацию таких регионов, как Курская область или Кабардино-Балкария, причем одновременно будут обеспечены и высококачественные сотовая, радио-, телевизионная, транковая виды связей.
Сегодня сотни миллионов людей не мыслят своего будущего без Интернета. И реально, такого будущего и не будет. Все больше и больше сервисов приходит в наш дом и наш офис через «всемирную паутину». Интернет заменяет библиотеку, телевизор, телефон, магазины уже для многих и многих пользователей.
Оставаться за пределами мировой тенденции невозможно. Но есть еще возможность возглавить это позитивное движение. И шансы у нас весьма неплохие, ведь не случайно одним уз руководителей самой преуспевающей интернет-компании Google стал выходец из России.
А таких компаний еще будет много. Одни будут сменять другие со скоростью Интернета. Главное, что этот мир позволяет реализоваться каждому так, как он хочет реализоваться.
Поддерживая Интернет, общество способно достичь гармонии между общественным и личным, между пространством и временем, между спросом и предложением. Государство будет способно обращаться индивидуально к каждому человеку и от каждого же выслушивать любые предложения.
Люди наконец смогут почувствовать себя нужными. Бегство от свободы больше не станет внутренней потребностью гражданина. И одиночество отдельного индивидуума останется в прошлом.
Георгий Кириллов