Партии верен до конца
Быть депутатом Госдумы — это особая ответственность и особая наука
Детская мечта не сбылась
Мое детство было достаточно сложным. Семья жила в уральской глубинке — Таборинском районе. Зимы суровые, летом приходилось много работать в деревне — на сенокосе, на полевых работах. Мечтал стать пограничником и даже готовил себя к службе в армии. После восьмого класса поступил в Свердловское суворовское училище. Уже после поступления выяснилось, что я годен не по всем медицинским показаниям, пришлось вернуться в деревню.
Ездил за сорок километров в поселок, где была средняя школа. Чтобы я мог нормально продолжить учебу в школе, родители переехали в Первоуральск. После школы поступил в Уральский лесотехнический институт. Родители не имели возможности помогать мне, поэтому я каждое лето все пять лет учебы работал в стройотряде. Заработанные там деньги были неплохой прибавкой к стипендии, так что жаловаться на материальные трудности причин не было. Хотя, конечно, ничего лишнего позволить себе не мог.
Всегда любил футбол. Играл за сборную института, завода и даже становился чемпионом Свердловской области. Сейчас я — президент местного футбольного клуба «Факел», где занимается более ста детей. На нужды этого клуба трачу часть своей зарплаты.
Находчивый директор
После института меня направили работать в Коуровский леспромхоз, где на мою судьбу оказала влияние встреча с Юрием Владимировичем Петровым, в то время секретарем Свердловского обкома (впоследствии был послом СССР на Кубе, а по возвращении — главой аппарата Бориса Ельцина). Однажды, приехав в леспромхоз, он спросил: «Как вам работается, молодой человек?» Я ответил: «Я все уже хорошо изучил, и должность мастера мне тесновата. Чувствую, что способен на большее». Петров повернулся к сопровождавшему его директору: «У этого парня нет перспективы роста?» «Как это нет? — тут же нашелся директор. — Только что подписан приказ о его назначении начальником цеха». Секретарь обкома усмехнулся: он понял, что слова о готовом приказе — экспромт находчивого директора. Тем не менее уже на следующий день я стал начальником цеха, минуя все промежуточные ступеньки карьерного роста.
В 1980 году, еще работая в леспромхозе, я вступил в партию. Характеристику мне дали хорошую, но кто-то донес, что по ночам я слушаю «Голос Америки». Меня все же приняли, посчитав, очевидно, что я просто хочу лучше узнать потенциального противника.
В 1981 году я перешел на Первоуральский завод ЖБИК старшим мастером. Участвовал в реконструкции предприятия.
В элитной части
В 1982 году пришла повестка: «Просим вас приехать в областной военкомат Екатеринбурга». Я решил, что предстоит обыкновенная беседа, и взял с собой жену: заодно погуляем по городу. Беседа оказалась такой долгой, что жена не выдержала и уехала домой. А зря: мне вручили повестку и сразу послали служить, так что я не успел толком попрощаться с семьей. На вокзале позвонил по телефону-автомату домой и рассказал, как неожиданно круто изменилась моя судьба…
С женой я встретился только через несколько месяцев, когда она сумела выбраться ко мне.
Кратковременное пребывание в суворовском училище позволило мне быстро освоиться, и я стал таким же профессиональным офицером, как мои сослуживцы. Они мне сразу сказали: «Николай, мы пришли служить на двадцать пять лет, а ты на два года. Поэтому будет справедливо, если все выходные и праздники ты будешь дежурным по части». Я не возражал.
Часть, в которой я служил, была учебная, мы готовили солдат к службе в Афганистане, Чехии, Польше, на Кубе. Я сам ездил по городам и подбирал достойных такой части призывников. 90% контингента сразу писали заявления с просьбой направить их в Афганистан. Высокий патриотизм был обычным явлением. Негативного отношения к службе я не наблюдал. До сего дня поддерживаю отношения с солдатами, которые у меня служили. Они часто звонят, поздравляют с праздниками. К сожалению, многие погибли в этой, как позже выяснилось, ненужной войне.
Разница между теми военнослужащими и нынешними огромная. Начиная с внешнего вида. Если поставить рядом с нашими офицерами и солдатами сегодняшних, они будут выглядеть неопрятно, в какой-то непонятной пятнистой форме, так что не всегда понятно — солдаты это или охранники из частной конторы… И в целом армия стала хуже — и дисциплина, и воинская подготовка, и отношение к службе.
Начало перестройки мы приветствовали
Демобилизовавшись в 1984 году, я был приглашен на работу в горком партии. Для меня это было ново. Ново, интересно, почетно и ответственно. Я дал согласие и стал инструктором горкома.
1985 год. Начало перестройки. Секретарем обкома у нас в то время был Ельцин. Тогда почти все руководство и партийные функционеры брали с него пример. Он был жестким, волевым главой и умело руководил областью. И конечно, в то время я ему симпатизировал. Так же, как на первых порах Горбачеву. Мы внимательно прислушивались к тому, что он говорил. Материалы пленума наш молодой коллектив горкома обсуждал в газете и проводил соответствующие новым веяниям акции. И только позднее поняли, что это было сплошное словоблудие. Настоящих дел не было.
В блокаде
Во время ГКЧП я был вторым секретарем горкома партии. Мы выходили на улицу и объясняли людям свою позицию. А нужно сказать, что нашего земляка Бориса Николаевича воспринимали чуть ли не как божество, а Геннадий Бурбулис — выходец из Первоуральска — единственного города, который проголосовал за выход из СССР. Так что возможность идейной борьбы в таких условиях сильно осложнялась. Многие требовали разгона парторганов и даже нашего ареста. И когда Ельцин подписал Указ о запрете КПСС, мы ночью вынесли из горкома все документы.
Прокуратура и милиция, тщательно обыскав наши кабинеты, опечатали их, и мы фактически оказались на улице. Нас допрашивали: какие инструкции и откуда мы получали и т. п.
На следующий после провала ГКЧП день нам никто не звонил. Мы стали изгоями, с нами не хотели встречаться. Самые напористые новообращенные «демократы» стали нас отовсюду изгонять. Были разогнаны Советы разных уровней, народные депутаты оказались в таком же положении, как и мы.
«Красный» директор
Я вернулся на родной завод. Во время моего руководства предприятием, несмотря на тяжелое положение страны, мы регулярно платили зарплату, налоги, выполняли большую социальную программу. Поэтому меня постоянно избирали депутатом городского Совета, потом областной Думы. И никто не попрекал членством в партии, наоборот, полушутя, но уважительно говорили: «У нас «красный» директор». Бывших партработников я принял на предприятие. А потом восстановил заводскую партячейку. Вместе с товарищами, в том числе и директорами других заводов, стали восстанавливать городскую и областную партийные организации. В этом нам очень помог Валентин Купцов.
Начиная трудиться в новом качестве, я считал, что в прошлые годы приобрел достаточный опыт для работы на высшем законодательном уровне. Но вскоре понял, что быть депутатом Госдумы — это особая ответственность и особая наука, постигать которую приходится ежедневно. Я уже освоился и регулярно разъясняю позицию фракции КПРФ своим избирателям.
Все свободное время отдаю футболу. Либо смотрю, либо сам играю. Это неугасающая страсть…
Рубрику ведет Владимир Познанский
БИОГРАФИЯ:
НИКОЛАЙ ЕЗЕРСКИЙ,
член Комитета по безопасности Фракция КПРФ
Родился в 1956 году в деревне Пальмино Таборинского района Свердловской области. После школы был рабочим. Получил направление в Уральский лесотехнический институт, который окончил в 1978 году по специальности «инженер-технолог сухопутного транспорта, строительства мостов и дорог лесной промышленности». Работал мастером, затем начальником цеха в Коуровском леспромхозе города Первоуральска. В 1981 году поступил на Первоуральский завод железобетонных изделий и конструкций (ЖБИК) старшим мастером. Служил в Советской армии в должности замполита роты учебной танковой дивизии (в Свердловской области) с 1982 по 1984 год. После ухода в запас приглашен в Первоуральский горком партии инструктором Промышленно-транспортного отдела, затем стал заместителем заведующего, а вскоре заведующим этого отдела. Направлен работать заместителем директора Первоуральского завода трубчатых строительных конструкций, участвовал в строительстве крупного трубного завода на Урале. Стажировался в Австрии, Германии и вернулся на завод. Прошел подготовку в Киевской школе КГБ, сейчас имеет звание подполковника ФСБ. Избран вторым секретарем Первоуральского горкома партии. В 1986 году ездил в Чернобыль для моральной поддержки работавших там военнослужащих. Второе образование получил в Уральском социально-политическом институте по специальности «политолог, преподаватель общественных дисциплин» (1988). В августе 1991 года активно поддержал ГКЧП, и после запрета деятельности КПСС, вернулся на свою прежнюю должность заместителя директора Первоуральского завода трубчатых строительных конструкций, потом до 1999 года был его генеральным директором. В связи с пуском Уральского трубного завода в 1999-м избран председателем Совета директоров, через год избран депутатом Свердловской областной Думы, где стал заместителем председателя Думы. В 1993 году впервые избран депутатом Государственной Думы. Награжден медалью-орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Заслуженный строитель России. Женат, имеет двух детей.