Статьи

«Надо понимать, что ты должен в жизни делать»

Министерство регионального развития не обделено вниманием депутатов

Что мешает приблизить решение квартирного вопроса? Как продвигается реформа ЖКХ? Как отдыхают и работают зам.министры? Об этом нам рассказал статс-секретарь Министерства регионального развития РФ Шипов Виталий Валентинович

— Виталий Валентинович, как вы считаете, насколько депутаты Государственной Думы проинформированы о деятельности Министерства регионального развития: об успехах, проблемах, задачах?

— Моя должность, должность статс-секретаря, непосредственно связана с представительством в разных органах власти, в первую очередь в Федеральном Собрании. Депутаты знают о деятельности министерства настолько, насколько деятельность, которую выполняет министерство, значима для страны. Поскольку депутаты имеют такую форму общения с федеральными органами исполнительной власти, как правительственный час, они имеют возможность заслушивать информацию о наиболее актуальных вопросах деятельности министерства.

Министерство регионального развития не обделено вниманием депутатов. Они о нас знают и оценивают нашу деятельность неоднозначно. Не могу сказать, что наше министерство в своей деятельности достигло всего, к чему оно стремится, и решило все задачи. Задачи перед нами стоят очень важные, актуальные.

Во-первых, министерство отвечает за масштабную реформу местного самоуправления в связи с реализаций 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Во-вторых, министерство продолжает работу по регулированию важнейшей сферы разграничения полномочий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. 199-й Закон позволил значительную часть полномочий, которые в настоящее время осуществляются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, передавать субъектам РФ. Усовершенствуется механизм передачи полномочий.

— В связи с последними событиями, когда ситуация в стране обострилась, как министерство решает вопросы, связанные с национальной безопасностью, национальными интересами?

— Нельзя недооценивать этот вопрос, потому что он актуален для нашей страны всегда. Эти вопросы не могут не находиться в поле зрения федеральной власти. Если мы не будем обращать на них внимания, нам это будет очень серьезно «аукаться». Это тоже поле деятельности министерства. Проведены большие, серьезные разработки, но пока они еще не нашли практического воплощения. В связи с тем, что по некоторым вопросам мы не имеем общей точки зрения с нашими коллегами, другими министерствами и ведомствами, процессы согласования затянулись. Правительство должно эту точку сформировать, и процесс этот должен развиваться.

— По статистике, на три тысячи жалоб на коммунальные службы приходится только одна благодарность. Реформирование ЖКХ — сложный и многолетний процесс. Какие планы по дальнейшему продвижению реформы у министерства?

— Если во всех остальных вопросах можно говорить: лучше мы будем жить или хуже, то здесь — будем мы жить или нет. Потому что страна-то у нас не Африка. Состояние нашего ЖКХ известно: износ на 70 с лишним процентов. Это, безусловно, серьезный вопрос, связанный с жизнедеятельностью населения. По этому поводу министерство проделало большую работу. Скоро будут приниматься решения на уровне правительства, которые запустят в жизнь разработанную концепцию реформирования ЖКХ, которая с минимальным получением средств из федерального бюджета выведет на нормальный уровень развития всю систему обеспечения жизнедеятельности. Мы не можем говорить, что сразу появится инвестор, потому что большая часть ЖКХ пока еще убыточна. Но те условия, которые сейчас будут создаваться, позволят выводить определенную часть на совершенно иной качественный уровень состояния. Там, где это невозможно, будет поддержка федеральная.

— В 1917 году Николай II утвердил проект строительства метро в Санкт-Петербурге. В проекте было записано, что на строительство уйдет 8 лет, из которых 4 года заложено на согласование. Понятно, что национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» только запущен. Но есть ли уже какие-то результаты или пока все находится в процессе согласования?

— Жилищная проблема всегда была в России. Результаты уже есть, они сказываются. Это все введено в рамки национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Это небесспорный проект, самый сложный из всех. Самое главное — это создать условия для механизма доступного рынка жилья. Конечно, это вопросы не одного дня.

— Согласно расчетам аналитиков общегородской индекс стоимости жилья в Москве составляет уже около 4000 долларов за квадратный метр. Возможно ли в принципе решение проблемы доступности жилья в условиях постоянно растущих цен? И как вы относитесь к предложению облагать налогом, тех, кто имеет несколько квартир?

— Увеличить налоги тем, кто имеет 2, 3, 5 квартир, можно, но это не даст какого-то результата. На рынок жилья это не повлияет никак. Проблема заключается в том, что те участки, которые получали сверхприбыль от строительства жилья, уже закончились. Строительство жилья в открытом поле, где нет ни воды, ни газа — ничего, неизбежно приводит к значительному удорожанию жилья. Поэтому строительства такого жилья, которое соответствовало бы растущему спросу, нет. Но это явление эпизодическое, вызванное конкретными причинами. То, что делается сегодня в рамках национального проекта, это как раз путь, который позволит в значительной степени увеличить предложение. Когда наступит баланс, цены станут нормальными, тогда и будет достигнута та цель, на которую направлен этот проект.

— По данным социологических опросов, около 70% респондентов знают, что есть национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Свыше 80% опрошенных считают обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами неудовлетворительным. 10% верят, что проект будет реализован, 35% считают, что он будет реализован частично, 34% опрошенных уверены: проект не будет реализован. Как вы можете прокомментировать эти цифры?

— Считаю, что это еще весьма оптимистичные данные социологического опроса. Все могло бы быть еще хуже. Во-первых, населению уже сто раз обещали решить эту проблему и ни разу не решили. Если до начала 90-х годов очереди на жилье еще как-то двигались, то потом они просто остановились. С другой стороны, выстраивать прогноз на основе знания проекта очень сложно, мало кто владеет этой информацией. Те программы, которые ведут к увеличению предложения, которые ориентированы на выделение федеральным бюджетом государственных гарантий, понять простому человеку просто невозможно. Министерство постоянно работает над некоторыми механизмами, их переосмысление идет каждый месяц. Происходит постоянная корректировка, обратная связь с территориями, которая обязательна при реализации данного проекта. И, конечно, очень многое зависит от губернатора. При одних и тех же равных условиях тот, кто хочет, добивается определенного результата.

— В свое время вы были мэром г. Калининграда, теперь вы работаете в федеральных органах власти. Помогает вам опыт главы администрации в вашей нынешней работе?

— Да, я прощупал собственными руками, что есть что. Это не абстрактная вещь, когда человек занимается процессами управления на уровне государства. Он понимает, какое действие будет иметь какие последствия. Одна из ошибок на федеральном уровне — именно непонимание, что повлечет какие последствия. Настоящий руководитель должен пройти все ступени, тогда он хорошо владеет ситуацией, эффективно управляет.

— Остается ли свободное время на увлечения?

— Да, я очень люблю горные лыжи, дайвинг, катание на роликах. Человек на всех своих жизненных этапах должен отдыхать и пользоваться по возможности теми удовольствиями, которые ему предоставляет жизнь, чтобы чувствовать себя хорошо.

Он должен максимально использовать свою жизнь, как в рамках работы, так и вне работы, использовать те органы чувств, которые доставляют ему приятные ощущения. Надо вообще понимать, что ты должен в жизни делать, чтобы и тебе, и окружающим жизнь была в радость.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Виталий Шипов родился 6 октября 1954 года в г. Калининграде.

В 1976 году окончил Высшее военное морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова.

В 1971-1995 годах находился на службе в Вооруженных силах СССР, России.

В 1991-1996 годах являлся заместителем председателя, затем — председателем Калининградского городского Совета, затем — главой администрации, мэром г. Калининграда.

В 1997-1998 годах — первый заместитель генерального директора дирекции Союза Российских городов.

В 1998-2002 годах — секретарь Конгресса муниципальных образований Российской Федерации.

В 2002-2004 годах работал заместителем министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

В 2004-2005 годах — помощник министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

С ноября 2005 года — статс-секретарь Министерства регионального развития. Имеет государственные награды.


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru