Статьи

Дума вышла на охоту

Слишком много законодательных проблем накопилось за эти годы

2 октября 2006 г. Комитет Думы по природным ресурсам и природопользованию провел в стенах нижней палаты парламента «круглый стол» на тему законодательного обеспечения охотничьей деятельности. Тема, надо сказать, более чем назревшая: закона «Об охоте и охотничьей деятельности» отечественные любители охоты и рыбалки ждут уже больше десяти лет.

Конечно, один «круглый стол» не решил всех проблем. Хотя, по большому счету, задача так и не ставилась. Главное, охотники (а на заседание в Государственную Думу съехались представители охотничьих союзов и организаций буквально со всех концов страны) и законодатели сумели найти точки соприкосновения. В итоге можно надеяться, что теперь работа над законом пойдет существенно быстрее.

Впрочем, не только новый закон волнует любителей охоты, которых в России насчитываются миллионы даже по официальной статистике. Новые Лесной (пока принят в первом чтении) и Водный (уже вступил в силу) кодексы ударяют по интересам отрасли гораздо больнее. Да и многие другие законы, которые, на первый взгляд, от охоты совсем далеки, тоже могут наделать здесь немало бед. Приведем всего один пример: при принятии нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) из этого документа просто выпала норма о том, что егеря (обычно они являются кадровыми работниками региональных обществ рыболовов и охотников) имеют право на ношение оружия и составление протокола на браконьера. Таким образом, егеря лишились и того, и другого, и в результате имеют право лишь безучастно наблюдать, как браконьеры опустошают леса и озера.

А право составить сообщение о факте браконьерства и обязанность отправить его в органы внутренних дел егеря воспринимают не иначе как издевательство — и над честными охотниками, и над здравым смыслом. Кроме того, многочисленные лицензии на официальное ведение охоты обходятся дороже, чем штрафы за браконьерство.

Так что получается, что при нынешнем положении вещей государство едва ли не поощряет браконьерство.

А, например, закон о разграничении полномочий между федеральным центром и регионами разделил обитающих в лесу животных, и отныне они делятся на животных федерального и регионального подчинения.

Это было бы даже смешно, если бы на местах не сидели по двое чиновников, один из которых выдает разрешение на охоту на «федерального» зверя, а другой — на «региональных» животных.

Конечно, мгновенного результата депутаты охотникам не обещали — слишком уж много законодательных проблем накопилось за эти годы. Так, «растаскивания» птиц, зверей и рыб по разным ведомствам (лес, например, Министерству природных ресурсов подчиняется, водные объекты вообще имеют различных хозяев, а животные находятся в ведении Министерства сельского хозяйства) в охотничьем деле законодатели попробуют избежать.

А вот на то, что егерям законодатели вернут отнятые полномочия, можно не рассчитывать: принцип, согласно которому задержать гражданина могут только правоохранительные органы, изменен не будет. Да и привилегии прошлых лет, когда билет «Росохотрыболовсоюза» воспринимался чуть ли не как государственное удостоверение, видимо, навсегда останутся в прошлом.

Зато наверняка откровенный диалог о наболевшем поможет депутатам и охотникам вместе выработать оптимальное решение и воплотить его в букву закона. Например, охотники мечтают о государственной поддержке отрасли, хотя бы на уровне определения стратегии ее развития.

Тогда, уверены охотники, когда-нибудь и в России охота будет не просто развлечением, а неплохой статьей дохода региональных бюджетов. Но на сегодняшний день даже такого понятия, как разведение и выпуск дичи «под ружье», в законе просто не существует.

Вариант привлечения в отрасль столь необходимых ей для развития средств охотники предлагают позаимствовать из мирового опыта — например, учредить негосударственный фонд поддержки охотничьего дела. Фонд мог бы аккумулировать отчисления от продажи каждого охотничьего ствола в стране. Очевидно, что сторонников подобного государственного отношения к отрасли в Думе найдется немало — в конце концов, среди депутатов тоже есть немало заядлых охотников.

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru