Статьи

Нет Европейскому суду!



Государственная Дума по предложению Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству провалила ратификацию Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую уже ратифицировали все государства – члены Совета Европы.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 5 мая 1998 года. По данным Уполномоченного по правам человека в РФ при Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Павла Лаптева, с этого момента российские граждане написали 46476 жалоб в ЕСПЧ, однако из этого числа было удовлетворено лишь 0,4%. Остальные ЕСПЧ счел недостойными своего внимания ввиду их «явной неприемлемости». Тем не менее, по признанным ЕСПЧ фактам нарушений прав человека в России из федеральной казны было выплачено более Є1,2 млн и 963 тыс. руб. Но российские власти соглашаются далеко не со всеми обвинениями ЕСПЧ, особенно по так называемым «чеченским делам». Есть также проблемы юридического характера — в некоторых решениях ЕСПЧ отсутствует мотивировка, в то время как в России подобное невозможно уже лет 50.

Протокол № 14, улучшающий механизм работы ЕСПЧ, согласно распоряжению Президента РФ подписан Россией 4 мая 2006 г. В нем предусматриваются: совершенствование механизма отфильтровывания заведомо неприемлемых жалоб; увеличение срока полномочий судей до 9 лет без права переизбрания; создание юридической возможности для присоединения к Конвенции Европейского Союза; предоставление права Комиссару Совета Европы по правам человека участвовать в рассмотрении индивидуальных жалоб в ЕСПЧ в качестве третьей стороны; введение критерия «значительности» принесенного ущерба для признания жалобы неприемлемой.

Эксперты отмечают несовершенство Протокола № 14. В частности, вызывает настороженность предоставление права судьям единолично принимать решение о неприемлемости жалобы, которое трудно будет оспорить. Однако непринятие Протокола может привести к худшим последствиям — параличу системы страсбургских контрольных органов.

В итоге ратификация Протокола № 14 не состоялась. Как заявил 22 декабря по этому поводу Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, «задержка в правосудии означает отказ в правосудии. Я очень разочарован». Возможно, отказ парламентского большинства ратифицировать Протокол связан с политической игрой России против Совета Европы. Высказывается также предположение, что Россия готовится к выходу из-под юрисдикции ЕСПЧ. В рамках концепции «суверенной демократии» партии власти, очевидно, претят указания из Страсбурга, поэтому она сознательно пошла на конфронтацию, «подставив» по ходу дела МИД РФ. Но крайними оказались и россияне, которые, в отличие от своих избранников, заинтересованы в том, чтобы наднациональный судебный орган — ЕСПЧ работал более эффективно.

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru