Роман с властью
Есть два способа командовать женщиной, но никто их не знает
Мир все более сдвигается в женскую сторону. Такова реальность. Физическая сила играет уже минимальную роль на больших постах. Рациональный анализ уступает место опытности и мудрости во всех вариантах общения. Мужчины больше ориентированы на то, чтобы продемонстрировать свою волю. Женщины ищут оптимальные решения. Эксперты-политологи считают, что через 50-70 лет мир будет управляться женщинами. Ожидать ли нам возвращения к матриархату?
В мировой политике продолжается триумфальное шествие женщин. В Азии, Европе и Латинской Америке их выделяют из общей электоральной массы, за них голосуют и выбирают в президенты. В сегодняшнем мире около 25 женщин — руководителей стран: королевы, президенты, премьер-министры. Однако этот политический мэйнстрим как будто обходит стороной страны — республики бывшего СССР. По данным социологического исследования о роли женщин в политике, Россия находится на 120-м месте в мире по количеству женщин, занятых в органах государственной власти, и по этим показателям отстает даже от стран африканского континента.
Сегодня женская власть распространяется по всему свету. Да и вообще тема эта — женщина во власти — отнюдь не нова, и соответствующих фактов сколько угодно. Достаточно вспомнить тузов (сказать о них «козырные дамы» как-то язык не поворачивается): Индиру Ганди, Маргарет Тэтчер и Голду Меир, Беназир Бхутто. В разрушенной гражданской войной Либерии президентом стала Эллен Джонсон-Серлиф, бывший министр финансов этой страны. В Германии и Финляндии бразды правления тоже были переданы народом представительницам женского пола — соответственно лидеру Христианско-демократического союза Ангеле Меркель и президенту Финляндии Тарье Халонен. Такое происходит сегодня все чаще. В Латвии, например, женщины у власти привычны — там дамы и президент, и министр обороны. Триумфальное шествие женщин продолжается: Хилари Клинтон — сенатор, лидер демократической партии, и скорее всего, будущая первая женщина — президент США; у Сеголен Руаяль — матери четверых детей и просто красивой женщины есть все шансы возглавить Францию.
Статистика присутствия женщин в парламентах по регионам мира такова. В Скандинавии их почти 40%, в западноевропейских странах 16% , в США, в сенатах штатов и на федеральном уровне, также 16%. Около 10% женщин в российской Государственной Думе. Далее идут азиатские страны и Африка, где в среднем только 5% кресел в правящих органах заняты представительницами прекрасной половины.
Так что должно произойти, чтобы женщина-политик или глава государства стала привычным явлением и в России?
Без сомнения, приход женщины к власти в России совсем не исключен. Но у нас очень консервативное сознание и мощнейший авторитарный синдром и у мужчин, и у женщин, и конечно, ориентация на главу в лице мужчины. Все-таки есть, видимо, некая историческая память в нашем народе плюс практически полное отсутствие в XX веке хороших примеров перед глазами женщин-руководителей — это тоже вольно или невольно оказывает воздействие на ментальные решения. Во всяком случае, во время выборов. С одной стороны, женщине, конечно, значительно сложнее занять высокий пост, но, с другой стороны, это, безусловно, возможно, если женщина является ярким политиком.
Есть ли вероятность, что в России женщина вскоре сможет стать президентом? Теоретически такая ситуация может сложиться, но пока на сегодняшнем политическом поле реальных игроков-женщин мало. На это много причин. Одна из них — отсутствие у женщин больших денег на большую политику. Значительную роль играет и предубежденность коллег-мужчин. Но приход женщин в политику становится все более распространенной тенденцией. И здесь очень важен личностный фактор. Все политики-женщины, которые приходят к власти в скандинавских странах, в Германии, Латинской Америке, Африке, — это яркие политические фигуры, консолидирующие вокруг себя какую-то часть политического спектра, а иногда и всю нацию. Есть ли аналогичные фигуры в российской политике? Конечно, есть, и это подтверждает наличие 47 женщин-депутатов в Государственной Думе, яркие личности в сенате, на ключевых позициях в министерствах и других органах власти. О некоторых из них мы уже рассказывали и будем продолжать это делать дальше. Многие политологи в последнее время говорят о «бабьем буме». Во многих регионах число женщин, баллотирующихся во время очередных выборов на различные ступени власти, иногда идут вровень с сильной кандидатской половиной.
Если посмотреть на мировой опыт, совершенно железные политики-женщины. Может быть, избиратели ждут именно таких качеств: если женщина пробилась на такой верх, значит, она и правда коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Становятся ли женщины жестче с приходом во власть или такое сугубо мужское качество было в них изначально? Как меняет характер женщины большая политика? Разный ли взгляд на определенные вещи, скажем, на реформы или перспективы развития страны, у женщин и мужчин — политиков и от чего это зависит? Мы постараемся в следующих номерах нашей газеты найти ответы на эти вопросы. А пока…
Еще Флобер в своей «Мадам Бовари» говорил, что женщина счастлива, если ее внутренний темперамент совпадает с действиями. Если женщина настроена делать карьеру, пусть она посвятит себя любимому делу, не хочет — пусть посвятит себя семье. Если она зациклена на внешнем виде, пусть занимается лицом и телом. Не мешайте женщинам делать то, что им хочется, и они будут счастливы.