Статьи

Современные технологии и интернет-«клубничка»

в национальном проекте «Образование»

На совещании у президента первый вице-премьер Дмитрий Медведев пообещал до конца года интернетизировать все российские школы.  Докладывая о реализации национального проекта «Образование», Медведев отметил, что «школы подключаются к Интернету с хорошей скоростью». Однако так же быстро бесплатный Интернет, подаренный подрастающему поколению, вслед за преимуществами принес и проблемы.

Недавняя проверка прокуратуры Волгоградской области показала, что обеспечение школ доступом в Интернет ощутимо увеличило количество посетителей эротических и порнографических сайтов. Вместо обучающих страничек и энциклопедий учащиеся частенько заглядывали на порталы с «клубничкой». Прокурорская проверка зафиксировала многочисленные посещения сайтов знакомств, скачивания эротических игр и гороскопов. Причем не факт, что это делали только школьники, а педагоги при этом  использовали Интернет исключительно для скачивания научной литературы. Школы стали новыми пунктами «вербовки» посетителей сомнительных сайтов. При этом оплачиваются эти посещения из фонда нацпроекта «Образование», а дивиденды получают владельцы «клубничных» порталов.

Проблема, выявленная в Волгоградской области, оказалась актуальна для всей страны. По словам председателя фонда «Образование» Сергея Комкова, она была ожидаема. Еще год назад Министерство образования РФ обращалось в ФСБ за рекомендациями. Оно интересовалось, каким образом можно отфильтровать ненужную для школьников информацию из Интернета. Служба безопасности, в свою очередь, обратилась с этим же вопросом в Центр судебных экспертиз. Какие именно сайты и как можно заблокировать, чтобы они не попадали в поле зрения учащихся? Эксперты серьезно проанализировали ситуацию и пришли к следующему выводу. Для того чтобы заблокировать вредные сайты, нужно было бы поставить в каждой школе локальный сервер, отвечающий за систему защиты.

Сергей Комков, председатель фонда «Образование», соруководитель Центра судебных экспертиз: «Сделать это практически невозможно. Во-первых, это очень большие расходы, просто несопоставимые с расходами при обычном  подключении к сети Интернет. Это дополнительные ставки сотрудников, которые бы все обслуживали. И это программное обеспечение самих блокирующих систем, которые стоят очень недешево. Никто не просчитывал даже, сколько будут стоить фильтры, потому что это специальные программные разработки, которые будут стоить очень дорого. Разработка одной программы, используемой для компьютерного обеспечения, может стоить от 10 тысяч до полутора миллионов долларов. Поэтому сложно сказать, сколько будет стоить такая фильтрующая программа для установки на эти серверы. Все это мы указали в докладной записке ФСБ».

Самое печальное, что и эти программы не будут на 100% эффективными фильтрами. Для того чтобы закрыть доступ к вредным сайтам в Интернете, необходимо еще и заблокировать все поисковые машины и все поисковые системы, а это практически невозможно. Любой ученик — «продвинутый юзер», введя, например, в поисковую систему слово «девушка», тут же получит сотни ссылок на порнографические порталы.

Самое главное заключается в том, что сегодня в Интернете нашим школьникам почерпнуть особо и нечего. Там почти нет обучающих программ, нет соответствующих сайтов.

Заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Вадим Лазутин — один из тех, кто воплощал в жизнь этот нацпроект. Под руководством Вадима Лазутина более 52 тысяч школ получили доступ во «всемирную паутину». И его взгляд на будущее школьного Интернета гораздо более оптимистичен:  «По нашим данным, запрос к такого рода сайтам сокращается. Если у нас в начале этого проекта было 5% всех выходов в Интернет  на сомнительные сайты, то сейчас этот процент сократился до трех. Процент таких обращений абсолютно некритичен.  Кроме того, у нас создана система двухуровневого контроля. Первый уровень — это установка на каждый персональный компьютер системы исключения доступа к нежелательной информации. Это такое программное обеспечение, которое позволяет регистрировать эти входы и их блокировать. Второй уровень контроля — установка соответствующего программного обеспечения на центральном сервере. Программы-фильтры будут входить в обязательный сопроводительный пакет, который доставят в каждую школу. Плюс ко всему, мы разработали и издали различные методические справочные материалы для четкого определения законодательной базы. В них расписано, какие сайты являются нежелательными. В соответствии с этими рекомендациями мы поручили регионам за этим следить».

Если обратиться к опыту более «продвинутых» в этом направлении европейских стран, то они не пошли по пути поголовной интернетизации. Они очень осторожно к этому относятся. Особенно скандинавские страны, которые для России отчасти могли бы быть примером. Самые опытные в данном вопросе, конечно, США. Но они на опыте убедились, что блокировочные системы неэффективны. Там найдено неожиданное решение. Практически в каждом классе, который подключен к системе Интернет, введена должность интернет-няни. Специальный человек получает зарплату только за то, что контролирует, куда и на какие сайты заходят его воспитанники. Он просто стоит над душой и наблюдает за тем, на какой сайт зашел ученик.

Российские эксперты пока говорят о том, что индустрия школьного Интернета, созданная при реализации проекта «Образование», становится посредником между рынком порнографии и новым классом потребителей — учащимися и их педагогами. Раньше каждый продвигался по тропам «грязного» Интернета на свой страх и риск и за собственные деньги. А сейчас, с появлением бесплатного школьного доступа, это продвижение может стать массовым и динамичным. Смогут ли наши законодатели каким-то образом  повлиять  на эту ситуацию и предложить оптимальные решения? Редакция  ждет ваших комментариев.

Нина Давлетзянова


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru