Статьи

Зловещий «шампур»

В стране не прекращаются инциденты, связанные с национальным экстремизмом

Не так давно в Англии разразился скандал, связанный с инициативой упразднения в некоторых школах преподавания Холокоста, потому что его изучение якобы «оскорбляет» мусульманскую часть населения, утверждающего, что Катастрофы никогда не было. Словно не существовало 6 млн евреев, 20 млн русских и миллионов людей других национальностей, убитых, замученных, изнасилованных, сожженных, умерших от голода и униженных фашистами!

Это грозное предвестие ужаса, который постепенно овладевает миром, устрашающее свидетельство той легкости, с которой страны сдаются перед ним по прошествии более 60 лет со дня победы над гитлеровской Германией.

(Нелишне напомнить, что именно Англия перед началом Второй мировой войны активно участвовала в позорной политической сделке, известной под названием «мюнхенский сговор»). Теперь, более чем когда-либо,  ввиду усилий Ирана и некоторых других стран, объявивших Холокост «мифом», крайне необходимо сделать все, чтобы мир никогда не забыл о минувшей трагедии. В нашей стране не прекращаются инциденты, связанные с расовым и национальным экстремизмом, однако в отличие от многих цивилизованных стран в российских школах Холокост как предмет не изучается. Есть ли объяснение тому факту, что до сих пор нет принятого Думой официального закона о введении в школах специального предмета, воспитывающего у подрастающего поколения толерантность к людям иной расы или национальности?

Мосгордумой принят Закон о запрещении РНЕ на территории Москвы. Почему Государственная Дума не принимает подобный закон, распространяющийся на всю Россию и касающийся не только РНЕ, но и других агрессивных шовинистических банд?
Эти вопросы были заданы респондентам.

 


КОММЕНТАРИИ:

Алла Гербер,
президент Российского фонда Холокост

Вопросом внедрения в школьную программу темы Холокоста наш фонд занимается давно. Наша книга «Холокост на территории Советского Союза» была Министерством образования одобрена для преподавания в школах. Одобрена — и не более того. Действие нынешнего образовательного стандарта заканчивается, однако официально предмет «Холокост» до сих пор не введен в школы не только как обязательный, но даже как рекомендованный к факультативному изучению. За минувшие годы мы обращались к разным министрам, но все наши письма с просьбами, чтобы хотя бы несколькими строчками тема Холокоста была включена в учебники истории, остались без ответа.

Сейчас мое согласие стать членом Общественной палаты связано исключительно с тем, что я попытаюсь через эту организацию добиться положительного решения этого наболевшего вопроса (о том, чтобы, как на Западе, в наших школах изучался Холокост как отдельный предмет, я даже не мечтаю). 

Многое зависит от преподавателей. Даже когда школьные учителя приезжают на наши семинары, результатов это не приносит, многие администрации школ придерживаются такого, по меньшей мере странного, мнения: «Это еврейская тема, почему мы должны ею заниматься?»

Такая уж у нас страна, что пока самый главный не скажет, что заниматься этим надо, дело с места не стронется. В нашем фонде созданы учебники и книжки о Холокосте, где, кстати, мы объясняем, что это отнюдь не только еврейская, а общечеловеческая тема, которая системой образования игнорируется. Хотя эти книги — предупреждение о том, что расизм и неонацизм могут привести к очередному геноциду. К сожалению, начало уже положено: подонки с обрезками металлических труб безжалостно (и достаточно давно) расправляются со всеми, у кого не славянская внешность. А антисемитизм — тот «шампур», на который нанизываются разные расистские и националистические фобии. Поэтому в школах (если соответствующие уроки будут когда-нибудь официально внедрены в программу) говорить о толерантности, не приводя в качестве убедительного примера Холокост, бессмысленно...

Вопрос, почему Государственная Дума по примеру Мосгордумы не торопится принять такой же закон, распространяющийся на всю страну и касающийся не только РНЕ, но и подобных ему неонацистских стай, я обязательно задам через Общественную палату.
Не думаю, что кто-то из представителей официальных ветвей власти противится принятию такого закона. Скорее, речь может идти о недооценке угрожающих последствий бандитских акций, носящих шовинистический характер.

Когда я была депутатом Государственной Думы, с трудом добилась проведения парламентских слушаний об опасности фашизма в стране, победившей фашизм. Сегодня — увы! — не нашлось пока депутата, который бы инициировал создание закона, о котором идет речь…

 


Александр Чуев,
заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. Фракция «Справедливая Россия»

Безусловно, учитывая сложившуюся ситуацию, крайне важно преодолеть национальную и расовую разобщенность некоторой части населения, тем более непримиримость экстремистских элементов. К сожалению, за последние годы проявления экстремизма участились. Это связано и с отсутствием активной национальной политики на государственном уровне, и с просчетами образования в воспитании толерантности. Но самое главное в том, что в обществе меняются культурные ценности, часто далеко не в лучшую сторону. Конечно, очень важно, чтобы дети с самого раннего возраста понимали, что, независимо от национальной и расовой принадлежности, все люди равны не только перед законом, но и по отношению друг к другу.

Принимать участие в воспитании своих будущих граждан в интернациональном духе должно государство. Только не нужно это важное дело превращать в очередную публично рекламируемую кампанию, когда, например, на телеэкранах вдруг появляются многочисленные материалы о борьбе с фашизмом. Таким кампаниям задается обычно политическая интрига в отношении некоторых партий и организаций. На самом деле это подмена реального изменения сознания людей, постоянной работы с подрастающим поколением, которая должна стать спокойной, не публичной, но кропотливой работой. Прежде всего в начальных и средних учебных заведениях.
Но это задача не Государственной Думы. Дума не принимает законы о том, какие предметы изучать в системе образования. Существует Закон об образовании, в рамках которого устанавливается федеральный компонент образования. Но внесение изучения какого-либо учебного предмета в федеральный компонент не прерогатива Думы, этим занимается Министерство образования и науки.
Деятельность РНЕ во всероссийском масштабе прекращена. Опять же не Думой, а Министерством юстиции и Службой государственной регистрации. Закрыть организацию, прекратить или приостановить ее деятельность, вынести ей предупреждение — все это по Закону об общественных объединениях касается только упомянутых выше структур. Дума не может своим решением запретить или приостановить деятельность какой-либо организации, такое решение будет обжаловано в суде. В исключительном случае может быть принят соответствующий указ президента, но вообще это дело судебных органов, утверждающих постановление Минюста или Службы государственной регистрации.

Закон Мосгордумы никаких правовых последствий не имеет, поскольку входит в противоречие с федеральным законом.
В основном мнения наших респондентов совпадают — оба считают борьбу с национальным и расовым экстремизмом крайне необходимой. Расходятся они только в средствах юридической реализации этого зла. Однако покончить с проявлениями ксенофобии можно только преодолев равнодушие чиновников. В  октябре президент Владимир Путин заявил о необходимости усиления борьбы с ксенофобией. Может быть, его слова дадут толчок к разрешению наболевшей проблемы?

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru