Межпарламентские связи: Россия — Китай
О развитии межпарламентского сотрудничества с Китайской Народной Республикой мы попросили рассказать координатора Депутатской группы по связям с парламентом КНР Валентина Купцова.
— Валентин Александрович, почему, на ваш взгляд, в Государственной Думе V созыва руководство российско-китайским сотрудничеством поручено вам?
— При подборе кадров учитываются многие обстоятельства. Начало моих отношений с Китаем относится примерно к 90-м годам. Я работал в Центральном Комитете КПСС, и тогда характер установления отношений между странами был интенсивным. Хотя Россия строит капитализм, а Китай остался социалистическим, мои связи не прерывались на протяжении длительного периода. Я неоднократно бывал в Китае как партийный работник, депутат Государственной Думы. В связи с созданием новых структур в межпарламентских связях перешел на более углубленную работу. Для меня парламентская составляющая работы с Китаем — это составная часть моей партийной и общественной деятельности.
Последние годы можно охарактеризовать как новый подъем и многоплановое развитие отношений с Китаем. В 2007 г. руководителями Китая и России была подписана Совместная декларация, в которой подведены итоги первого десятилетия российско-китайских отношений стратегического партнерства и взаимодействия. Была выражена твердая готовность продолжать работу. Получила широкую поддержку Шанхайская Организация Сотрудничества. Осуществляется тесное межправительственное взаимодействие. Работают постоянные комиссии различных министерств и ведомств, развиты приграничные и межрегиональные связи. Это подталкивает к новым формам и само парламентское сотрудничество. В Китае только что прошли выборы во Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), в России — в Государственную Думу. Государственная Дума проголосовала за то, чтобы я возглавил Депутатскую группу российско-китайской дружбы.
— В чем заключается межпарламентское сотрудничество между странами?
— Учитывая специфику российско-китайских отношений и накопленный опыт, в июне 2005 г. была учреждена постоянно действующая Российско-Китайская парламентская Комиссия по сотрудничеству между Госдумой и Всекитайским собранием народных представителей. С китайской стороны ее возглавляет председатель ВСНП У Банго, с российской стороны — председатель Госдумы Борис Грызлов. Структура комиссии такова, что в ней есть тематические секции, затрагивающие разные сферы отношений: торгово-экономические, культурные, гуманитарные, сферу пограничных отношений. Я являюсь заместителем Б. Грызлова. Регламент комиссии предполагает, что она может рассматривать любые вопросы двухстороннего сотрудничества. Уже состоялись два заседания комиссии: в Москве и Пекине. Опыт двух лет показал, что это наиболее совершенная форма работы, где депутаты активно участвуют в различных сферах. Содержательную часть обсуждений мы стараемся наполнить теми проблемами, которые остры на данный момент. В мае 2007 г. прошло заседание Комиссии в Пекине. Мы рассмотрели вопросы охраны окружающей среды, трудовой миграции, сравнительного законодательства в связи с быстро меняющимися законами; попросили китайскую сторону более содержательно проинформировать нас о работе особых экономических зон и о законодательстве в этой сфере; ознакомились с опытом работы Китая в условиях его участия в ВТО и с проблемами, которые при этом возникают.
— Какие конкретные задачи попали в поле зрения Комиссии?
— В рамках Комиссии мы решаем разные проблемы. В частности, в ноябре 2005 г. после аварии на китайском химическом заводе в результате сброса сточных вод в реку Сунгари произошло загрязнение Амура. Российское общество реагировало на это крайне обеспокоенно. Наша комиссия работала планомерно. Сначала по нашей инициативе в Россию приехали китайские ученые, и вместе с нашими ведущими специалистами из институтов в течение двух дней изучалась и обсуждалась эта проблема, а потом были выработаны рекомендации. В прошлом году мы рассматривали ход выполнения этих мероприятий. Результат работы я вижу таким. Китайская сторона внимательно подошла к этой проблематике: было увеличено финансирование в новом пятилетнем плане объектов, связанных с природоохранной деятельностью; они пошли на то, что часть предприятий, наиболее загрязняющих истоки, была закрыта, а часть модернизирована; осуществляется качественно новый подход к охране природы. Но мы каждый раз на заседаниях возвращаемся к данным вопросам.
Другое важное направление деятельности связано с унификацией законов. Жизнь быстро меняется, принимается много новых законов, в том числе принимается много соглашений между Китаем и Россией. Эти соглашения должны, с одной стороны, ставить ограничения, а с другой — не мешать сотрудничеству. Политическое руководство двух стран ставит задачу довести товарооборот сначала до 60 млрд долл., потом до 80 млрд долл. Мы считаем, что наполняемость товарооборота должна происходить не только за счет сырьевых ресурсов, нефти, газа, леса-кругляка, поставки которого в Китай все еще растут. Нам надо увеличивать экспорт машинотехнической продукции, энергетического оборудования, развивать сотрудничество в атомной промышленности. Мы заинтересованы в том, чтобы китайская сторона инвестировала в строительство лесоперерабатывающих комплексов на нашей территории. Страны заинтересованы в решении проблем с миграцией, чтобы прекратить незаконную иммиграцию в Россию, а миграционные законы сторонами выполнялись. В России принята программа развития Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока до 2015 года, в Китае — аналогичная программа развития Северо-Востока. Нам надо наложить две программы, чтобы они решали общие задачи по налаживанию хозяйственных связей, интеграции экономик двух стран, способствовали производству и продажам отечественного оборудования в Китай.
— Какова роль Депутатской группы в работе комиссии?
— Поскольку заседания комиссии проходят раз в год, важно обеспечить контроль за выполнением решений. Этим могли бы заниматься депутаты группы дружбы и сотрудничества. У депутатов нынешнего созыва большой интерес к работе с Китаем — в группу записалось 103 депутата. Мы хорошо понимаем свою ответственность за деятельность такой представительной группы. Учитывая, что депутаты работают практически во всех субъектах федерации, одной из задач вижу перенос российско-китайских связей на региональный уровень с целью развития торгово-экономических, культурных контактов, включения в эту деятельность депутатов законодательных собраний субъектов федерации, местного самоуправления.
В Думе создана рабочая группа по организационной работе из депутатов всех фракций. Состоялась встреча депутатов с послом Китая, его советниками, на которой мы проговорили перечень вопросов, интересующих обе стороны. Это тоже новая форма взаимодействия. Мы договорились о тесном сотрудничестве. Главная задача всех — создать атмосферу доверия между странами и народами.
Пик отношений, который был достигнут в Год России в Китае (2006 г.) и в Год Китая в России (2007 г.), нужно не только поддерживать, но и двигаться дальше. И для этого есть все условия, есть заинтересованность Китая и России. Планируем в этом году направить молодых депутатов, которые установят связи с молодежными организациями, молодыми представителями не только парламента, но и консультативного совета. Думаю, что мы договоримся об обмене делегациями соответствующих профильных комитетов, которые изучали бы как подготовку законопроектов, так и опыт реализации законов. Важным направлением является мониторинг соглашений, которые подписаны между Россией и Китаем. Мы должны быть уверены, что все намеченные мероприятия выполняются, это могло бы быть хорошей формой парламентского контроля.
— Правильно ли я понял, что в области российско-китайских отношений позиции КПРФ и «Единой России» совпадают?
— Считаю, что в современной международной обстановке, когда Россия и Китай оказываются на острие борьбы за формирование многополярного мира, на международной арене у парламентариев не может быть противоположных точек зрения. Госдума и СФ должны решать те проблемы, которые соответствуют интересам нашего народа. КПРФ имеет отдельный договор с Компартией Китая, который был заключен еще в 1997 г., и через каждые 4 года пролонгируется. Мы используем межпартийные связи и заинтересованы в дальнейшем развитии отношений. Как говорили китайские мудрецы, «путь в тысячу ли начинается с первого шага». Каждый шаг в наших отношениях — это кирпичик в фундамент дружбы и сотрудничества. В этом вопросе у КПРФ с «Единой Россией» нет расхождений.
— Как вы оцениваете решение многолетней территориальной проблемы с Китаем?
— Чем больше между странами будет нерешенных вопросов, тем больше будет точек напряженности. Мы живем в мире, в котором количество межнациональных конфликтов возрастает. Хорошо, когда в условиях тлеющего конфликта не дует ветер. Полагаю, что урегулирование любых вопросов, включая пограничные, на взаимовыгодной основе создают базу межгосударственных отношений. Нужно исходить из того, что мы уже не Советский Союз, и наши бывшие союзники, которых мы считали родными братьями, больше смотрят на Запад и даже НАТО. Постепенное урегулирование пограничных вопросов считаю шагом вперед. За последние два десятилетия Китай добился громадных успехов. Недалеко то время, когда он может обойти большинство стран в экономическом развитии. России нужно строить с ним серьезные отношения на перспективу. Эта база создавалась нашими предками, и мы должны передать эстафету следующим поколениям.
Между нашими странами на переговорах утвердилась атмосфера уважительная, откровенная и доброжелательная. Роль парламентариев в развитии связей очень важна, поскольку нами создается законодательство, способствующее развитию отношений. Мы не стесняемся задавать друг другу острые и неприятные вопросы и получаем на них ответы. Считаю, что уровень связей между странами высокий, и он дает возможность с перспективой смотреть в будущее.
Беседовал Олег Казаков
НАША СПРАВКА:
КУПЦОВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Родился 4 декабря 1937 г. в Вологодской области. Окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, инженер-металлург (1966 г.); Ленинградскую высшую партийную школу (1988 г.). Работал на Череповецком металлургическом комбинате, был первым секретарем Череповецкого и Вологодского горкомов. В Госдуму V созыва избран от КПРФ, председатель Комитета по делам национальностей. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», юбилейной медалью «За доблестный труд», медалями Чехословакии, Кубы, Китая.