Статьи

Узаконить инновации

«Либо мы находим решения, либо нам здесь нечего делать»

На парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии», организованных Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, обсуждался круг вопросов, связанных с реализацией стратегии инновационного развития страны в законодательной сфере. Вел слушания председатель Комитета Валерий Черешнев. С приветственными словами к присутствующим обратились первый зам. председателя Госдумы Олег Морозов, зам. председателя Госдумы Владимир Жириновский, руководитель фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев.

Олег Морозов сказал, что еще десять лет назад у России не было столь амбициозной стратегии развития страны. «Необходимо определить, что должен сделать законодатель, чтобы обеспечить максимальный поворот экономики в сторону фундаментального вектора развития... Либо мы находим решения, либо нам здесь нечего делать», — заметил он. По мнению В. Жириновского, «если ученые у нас пострадали за последнее время, то они сами и виноваты», ибо надо было адаптироваться к рыночным отношениям, а не заниматься какой-то наукой. В. Черешнев отметил, что процент наукоемких, высокотехнологичных, безотходных, экологически чистых предприятий беспредельно мал. «Россию в мире называют ресурсной кладовой, а в кладовую заходят и включают свет только тогда, когда нужно что-то взять и вынести», — негодовал академик РАН. С основным докладом на слушаниях выступил зам. председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Вячеслав Осипов. В итоге сложилось впечатление, что по всем ключевым для инновационного пути вопросам, затрагивающим кадры для инноваций, инновационные идеи, востребованность инновационных идей экономикой, инновационную инфраструктуру, России предстоит принять серьезные законодательные решения. В противном случае ожидать «инновационного прорыва» не приходится. По результатам обсуждения был предложен перечень законодательных мер.
В частности, Федеральному Собранию РФ рекомендуется: внести дополнения в Закон о науке, касающиеся определения понятий «инновация», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», а также в части определения механизма присвоения статуса государственного научного центра. Принять законы о внесении изменений в бюджетное и налоговое законодательство в части восстановления льгот для государственных академий наук, научных организаций и государственных учреждений профессионального образования по уплате земельного налога и налога на имущество организаций в отношении земельных участков и имущества, используемых ими для осуществления уставной деятельности; упорядочения механизма налогообложения доходов, получаемых бюджетными организациями науки от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. Принять пакет законопроектов в сфере налогового, бюджетного, финансового и экономического регулирования инновационной деятельности. Принять федеральный закон, учитывающий специфику финансирования научной, инновационной, образовательной деятельности, а также упрощающий правила закупок оборудования и расходных материалов и увеличивающий срок проведения конкурсов, который должен быть достаточным для проведения квалифицированной научной экспертизы. Принять федеральный закон, предоставляющий государственным учреждениям науки и образования право самостоятельно использовать средства, полученные по договорам НИОКР, на решение уставных задач указанных учреждений, при этом законодательно установить возможность аккумулирования указанных средств на специальных счетах в кредитных организациях. Перенести на законодательный уровень регулирование всех отношений, связанных с правами и обязанностями участников образовательного процесса, которые в настоящее время в ряде случаев устанавливаются подзаконными актами.
Однако, как справедливо заметил генеральный директор госкорпорации «Роснанотех» Леонид Меламед, расходы на гражданскую науку в России составляют 0,33% ВВП, в то время как европейский уровень соответствует 3-4% ВВП. Зам. председателя Комитета по образованию Олег Смолин также указал, что зарплата профессора в семь раз меньше, чем зарплата депутата Госдумы. Очевидно, что только исходя из «амбициозных стратегий» чиновников, без должного финансирования отечественной науки, без реанимации научных школ и формирования системы адекватного образования, без создания условий для плодотворной научной деятельности и свобод для «интеллектуального» предпринимательства ожидать каких-либо «инновационных идей» не приходится. И совсем не ясно, готовы ли сами законодатели к «инновациям» в российском законодательстве, призванным проложить те самые «рельсы» инновационной экономики, на которые Россия сможет перейти с экономики сырьевого типа в перспективе 2020 года.

Олег Казаков

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru