Москва — Нью-Йорк: проблемы международного усыновления
Отношение к международному усыновлению как к худшей из двух бед сохранялось в нашей стране до последнего времени. Прошлогодние опросы социологов свидетельствовали о том, что две трети россиян выступают категорически против запрета на усыновление детей из России за рубеж, причем половина из них считали, что «не имеет принципиального значения, кто берет детей — российский гражданин или иностранец, поскольку главное, что у сироты появилась семья».
Процесс международного усыновления стал набирать обороты. Всего с 1992 года, когда в России разрешили усыновление детей иностранными гражданами, в зарубежные семьи были переданы 64 тыс. детей, а в одном только 2004-м — 9419. Однако вспыхивающие изредка за рубежом скандалы в приемных семьях все равно будоражили российское общество и прокуратуру. Часто поднимался этот вопрос и в Государственной Думе.
В пресс-клубе РИА «Новости» был организован видеомост Москва — Нью-Йорк — Вашингтон на тему: «Проблема усыновления российских детей иностранцами и их адаптации». Конференция была посвящена этическим и юридическим вопросам, связанным с усыновлением российских детей. Участниками был очерчен круг важных вопросов, возникающих при усыновлении как на международном уровне, так и в нашей стране.
Вопрос № 1. Профилактика сиротства в России
Председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина считает, что нужно проводить «инвентаризацию» семей. Она отметила, что в российском законодательстве пока не сформировано понятие «семья». Сейчас в России на 28% возросло число фиктивных браков. Здесь встает вопрос о формировании концепции государственной политики в разработке концепции семейного права. Е.Мизулина высказала мнение о том, что следует ввести детский комендантский час и уголовную ответственность за воспитание ребенка.
Вопрос № 2. Проблема и профилактика насилия
Проблема насилия в семьях над усыновленными детьми как в России, так и в США актуальна и сегодня. В России насилие над детьми носит достаточно широкий характер. За 2007 г. 30 детей стали жертвами насилия. В связи с этим профилактика такого явления приобретает особое значение. Директор Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алина Левитская выразила уверенность в том, что профилактикой насилия в семьях должны заниматься органы опеки, так как работнику муниципалитета достаточно трудно справиться с этой задачей. Решать этот вопрос обязаны профессиональные службы, которые должны помогать семьям выйти из кризиса. Только в этом случае центр тяжести будет перенесен на профилактику насилия. Невозможно к каждой отдельной семье приставить милиционера.
За последнее десятилетие в США погибло 13 российских детей от жестокого обращения со стороны приемных родителей. Исполнительный директор Совместного комитета Международного центра помощи детям Томас Дифилипо и член исполнительного комитета проекта по созданию международных программ усыновления «Дети в семьях» Рене Уоллис из Вашингтона объяснили эти случаи тем, что они произошли в результате независимого усыновления. В США введены меры по ликвидации независимого усыновления. Кроме того, в Америке существуют профессиональные организации, которые проводят психологический анализ с целью выявления родителей, склонных к насилию. С потенциальными родителями работают психологи, чтобы подготовить их к усыновлению. По мнению американских коллег, важно особое внимание уделять мониторингу того, как дети живут в новых семьях, важно не просто поместить ребенка в семью, важно поместить его в безопасную семью.
Вопрос № 3. Адаптация детей в приемных семьях
Период адаптации зависит в основном от возраста ребенка. Для ребенка в возрасте от 2 лет требуется около 2 месяцев на привыкание к новой семье и обстановке. Для детей в возрасте 5-7 лет этот срок увеличивается в зависимости от психологического состояния ребенка. Стоит важный вопрос и культурной адаптации при усыновлении иностранного ребенка. Срок ее может составлять от 3 до 18 лет. В США каждая приемная семья обязана 3 раза посетить работника службы государственной поддержки, которая помогает с вопросами воспитания и преодоления культурного барьера.
Вопрос № 4. Тайна усыновления
Сегодня российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления. Е. Мизулина считает необходимым отменить это положение. Приемные родители получают ежемесячное пособие по усыновлению, что противоречит сохранению тайны усыновления. По мнению Е. Мизулиной, родители сами должны решать, говорить ребенку, что он приемный, или нет.
США: механизм защиты детей и контроля за родителями
Американские коллеги отметили, что в США официально нет детдомов. Но существует система опеки. Дети до 3 лет, от которых отказались родители, в большинстве случаев усыновляются другими семьями. Существуют большие очереди на усыновление детей. Дети из неблагополучных семей изымаются. Сегодня в Америке около 500 тысяч детей находится в рамках системы госзащиты. Однако половину детей возвращают назад в семьи. Детей-сирот до 7 лет достаточно просто устроить в постоянную семью. Сложнее приходится с детьми в возрасте от 7 лет. Не всегда усыновление мотивировано эмоциями. Это часто делается из-за рационального соображения. В США усыновляется ежегодно 80 тыс. детей внутри страны и 20 тыс. из других стран. Существует «горячая линия» защиты детей: преподаватели, врачи должны сообщать агентам этой линии обо всех подозрительных случаях.
Россия: реформа системы усыновления
С 2006 г. были внесены поправки в правила по усыновлению российских детей иностранными гражданами. Эти поправки ограничивают независимое усыновление. Приемные родители обязаны будут за первые три года жизни усыновленного ребенка представить 4 послеусыновительных отчета о физическом и психологическом состоянии ребенка. Время отчетов может быть продлено после принятия решения судом того субъекта России, в котором был усыновлен ребенок. В этом случае в течение месяца усыновленный ребенок стоит на консульском отчете, то есть он остается гражданином России и по желанию может вернуться в Россию.
Что мы можем сделать еще для обездоленных детей? Может ли нам помочь опыт зарубежных стран? На эти вопросы мы продолжаем искать ответы.
Екатерина Данилова