Статьи

Самураи в Кремле!

Победа достается тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник

С 21 мая по 16 июля 2008 г. в Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля пройдет выставка «Cамураи. Сокровища воинской знати Японии» из собрания Токийского Национального музея.

Музеи Московского Кремля впервые представляют в России коллекцию Токийского Национального музея, старейшего музейного собрания Японии. Эта выставка — результат более чем четырехлетней работы сотрудников двух знаменитых музеев и один из важнейших проектов долгосрочной программы музеев Кремля, в рамках которой в 2004-2007 гг. в Москве были показаны выставки из собраний Лувра, Музея истории искусств (Вена), Зеленых Сводов (Дрезден), Государственного Эрмитажа и Музея императорского дворца (Пекин).
Новая выставка в музеях Кремля посвящена одной из самых привлекательных страниц японской истории — культуре самурайской знати, оказавшей огромное влияние на развитие японского искусства в целом. Для экспонирования в Москве было отобрано более 70 памятников, знакомящих зрителей с культурой самураев и охватывающих период с X по начало XX века, — самые древние клинки, шлемы, доспехи, маски и костюмы театра Но, редкие предметы прикладного искусства, использовавшиеся во время чайной церемонии, женские одеяния, приданое знатных невест из известных самурайских кланов и т.д. Среди экспонатов есть произведения, имеющие статус национального сокровища или предмета культурного наследия особой важности, многие из них входили в состав коллекций известных самурайских кланов или принадлежали ранее императорской семье. Подобные произведения редко покидают территорию Японии, и московские зрители получат уникальную возможность увидеть памятники художественной культуры Японии самого высокого уровня.
Большая часть экспонатов относится к периоду Эдо (1603-1868). В Японии в это время после длительных междоусобных войн устанавливается мир. Влиятельные феодальные кланы патронируют театр Но, занимаются духовными практиками и чайной церемонией, коллекционируют произведения китайского и японского искусства. Самураи занимали в это время лидирующее положение в обществе и были образцом для подражания для остальных сословий. Они жили согласно кодексу бусидо, что означало идти по пути воина, то есть соблюдать правила, которым воины-аристократы следовали как в повседневной жизни, так и на воинском поприще.
Экспозиция выставки состоит из двух основных разделов. В первом разделе, который экспонируется в выставочном зале Успенской звонницы, будут представлены оружие и доспехи самураев. Меч, безусловно, был и остается символом воинского сословия, он воплощал дух самурая, был главным сокровищем воина. Часто меч называли именем самурая, владевшего им, или именем создавшего его оружейника. Не теряя своей функциональной значимости, меч символизировал непреходящую ценность красоты и изысканности. Среди отобранных на выставку клинков — меч тати (меч с одним лезвием) мастера Яcуцуна (XI в.), являющийся самым старым из сохранившихся в Японии. Статус национального сокровища (а таких предметов в Японии всего около тысячи) носит меч тати мастера Сукэдзанэ (XIII в.), принадлежавший в свое время знаменитому самурайскому клану Кисю Токугава. Коллекция представленных в экспозиции мечей исключительна по своей древности, значимости и качеству. Клинки и мечи в ножнах демонстрируют высочайшее мастерство средневековых японских оружейников и поражают совершенством формы. Тем не менее, это были совершенные орудия убийства: высеченная золотом надпись на клинке меча катана мастера Нагасонэ Котэцу (около 1663 г.) в деталях описывает процесс испытания этого меча — творения мастера Котэцу особенно ценились за их остроту. Помимо клинков в экспозиции представлены цуба (гарды) для мечей, а также наборы лаковых ножен и аксессуары для украшения оружия. Среди них можно выделить роскошные ножны для меча мастера Сукэдзанэ с выложенным перламутром фамильным гербом Токугава — листьями мальвы в круге. На выставке будут показаны наборы конского снаряжения — седла и стремена, а также редкие сохранившиеся образцы дзимбаори, или налатников, надевавшихся поверх доспехов.
Второй раздел выставки, представленный в Одностолпной палате Патриаршего дворца, будет посвящен культуре воинской знати, сформировавшейся во многом под влиянием дзэн-буддизма. Мир, установившийся после длительных междоусобных войн, позволил знатному сословию воинов погрузиться в медитативные дзэнские практики. В результате театр Но, чайная церемония, икебана — искусство аранжировки цветов и другие медитативные занятия воинов, возникшие в среде самураев, стали частью духовной культуры и наследием всей нации. Даймё (владетельные князья) были патронами театра Но, часто они сами участвовали в театральных представлениях, а костюмы и маски Но были фамильными реликвиями, передававшимися в семьях знатных воинов из поколения в поколение. Среди этих памятников можно выделить караори — самое пышное одеяние из всех костюмов театра Но с узором из цветов пионов, веток молодых сосен и перьев павлина. На выставке будут представлены три подлинные маски актеров театра Но, относящиеся к XVII-XVIII векам, — предназначенная для исполнения женской роли маска мамби («многообольстительной») и две мужские маски — маска хэйта для актера, играющего военачальника, и маска отобидэ для роли Дзангонгена, могучего божества японского пантеона.
Важной частью дзэнских практик была чайная церемония. Знатные даймё приглашали в свои замки известных мастеров чайной церемонии, а также собирали редкие образцы утвари для чайной церемонии — бронзовые сосуды, лаковые и керамические изделия, привезенные из Китая, которым часто присваивались собственные имена. В состав экспонатов выставки входят так называемые карамоно — китайские изделия периода династии Северная и Южная Сун, Юань и Мин, редчайшие образцы декоративно-прикладного искусства Китая XII-XIV веков из коллекций даймё, не сохранившиеся на территории Китая.
Для демонстрации стиля сёин-дзукури, или стиля парадных, официальных покоев даймё, будут показаны парные шестистворчатые ширмы школы Кано, официально патронировавшейся знатными самураями.
В отличие от официальной, парадной жизни при дворах знатных самураев, ориентировавшихся на древнюю культуру Китая, культивировавшую преемственность традиционных ценностей, в частных женских покоях центром эстетических пристрастий была придворная культура г. Киото — прежней столицы Японии, культ возрождения традиций литературы и искусства Японии периода Хэйан (VIII-XII веков). В этом разделе экспозиции будут представлены роскошные женские костюмы периода Эдо, лаковая утварь — в частности, косметический и туалетный наборы, входившие в приданое знатных невест из рода Токугава (1816 г.), исключительные по красоте и изобретательности лакового декора инро — коробочки для медикаментов, подвешивавшиеся на костюм. Посетители выставки смогут увидеть косодэ — кимоно, украшенное выполненным вышивкой и набойкой узором из цветущих веток плакучей сакуры, по которому разбросаны вышитые иероглифы, — это платье носила молодая женщина из знатного военного семейства XVIII века, а также изысканное летнее платье хитоэ из лилового шелкового газа с узором из растений, развешанных для сушки рыбачьих сетей и пришвартованных к берегу лодок, выполненным с сочетанием росписи по ткани, набойки и филигранной вышивки и рассчитанным на то, чтобы вызывать различные литературные ассоциации.

По материалам музеев Московского Кремля


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru