Опрос. Можно ли всерьез говорить о возможности вхождения непризнанных государств — Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии — в состав Российской Федерации?
На вопросы отвечают депутаты Государственной Думы
- Можно ли всерьез говорить о возможности вхождения непризнанных государств — Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии — в состав Российской Федерации?
- При каких условиях такое возможно, с учетом того, что Россия имеет двусторонние договоры с Грузией и Молдовой, подтверждающие их независимость и территориальную целостность в существующих границах?
- Насколько возможный «косовский прецедент» может повлиять на судьбу непризнанных государств на территории бывшего СССР? Какие из этих стран имеют больше шансов на международное признание?
«Я думаю, косовский прецедент и проблема непризнанных государств, о которых мы говорим, не взаимосвязаны»
Сергей Попов,
член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству
Вне фракций
Я бы поставил вопрос иначе: можно ли говорить о вхождении соответствующих территорий в состав Российской Федерации? Думаю, можно. У каждой территории свои основания. Например, включение Абхазии в состав Грузии не в полной мере вытекает из существовавших на момент разделения Советского Союза законов. Кроме того, немаловажно, что подавляющее большинство жителей Абхазии имеет российское гражданство. Похожая ситуация в Южной Осетии.
Что касается Приднестровья, то там, в дополнение к вышеупомянутым факторам, необходимо учитывать выраженное на референдуме желание населения (за буквально мизерным исключением) присоединиться к России.
И хотя юридическое обоснование таких акций не носит абсолютный характер, сложившиеся обстоятельства дают политикам материал для принятия тех или иных решений.
Когда дело касается территориальной целостности государств, возникает законный вопрос: о каких границах идет речь? Скажем, границы Грузии определяются в Тбилиси и Сухуми по-разному. Абхазцы не считают свою территорию частью Грузии. Однозначное решение подобной проблемы вряд ли достижимо. Но сама проблема существует.
Я думаю, косовский прецедент и проблема непризнанных государств, о которых мы говорим, не взаимосвязаны.
Вопрос о шансах на международное признание напомнил мне ситуацию, когда до какого-то момента Китай представлялся Тайванем. Даже в ООН. Потом Китай окреп и заявил, что Тайвань является частью Китая. И что будет дальше, удастся ли Китаю поглотить Тайвань, одному Богу известно…
Точно так же никто не знает, как будет расценивать международное сообщество отношения Абхазии и Южной Осетии с Грузией, Приднестровья с Молдовой.
«Считаю необоснованной попытку Президента России косовский прецедент представить как аргумент для Евросоюза»
Андрей Савельев,
заместитель председателя Комитета по делам независимых государств и связям с соотечественниками
Фракция «Родина»
О возможности юридического вхождения непризнанных государств в состав Российской Федерации говорить можно и нужно. Но с точки зрения политической ситуации — невозможно, потому что трусливая внешняя политика Кремля не предусматривает воссоединения нашей страны. При более решительной внешней политике Абхазия, Южная Осетия и Приднестровская республика вошли бы в состав Российской Федерации в течение полугода. При этом на мнение международной общественности нам наплевать, ибо мы – государство-цивилизация, нам не надо оглядываться ни на Европу, ни на Америку. Мы должны принимать решения, которые станут образцом для других, а не самим подстраиваться под чьи-то образцы.
Есть международное правило: договоры исполняются до тех пор, пока не изменилась связанная с ними обстановка.
Обстановка изменилась: Молдавия и Грузия — агрессивные государства, и их агрессия направлена на нарушение прав граждан прилежащих территорий и на узурпацию права управлять теми землями, где живет население, не желающее входить в состав Молдовы или Грузии. В подобных условиях любой международный договор может быть расторгнут. Расторжение договоров с Грузией и Молдовой целесообразно для России, поскольку в данном случае мы имеем дело с государствами, крайне враждебно настроенными по отношению к Российской Федерации и народам, населяющим нашу страну.
Косовский вариант никем не будет признан в качестве прецедента, за исключением разве что России, если она этого пожелает. В то же время такой прецедент на территории бывшего Советского Союза отсутствует, поскольку у нас народы живут на тех территориях, которые они исконно населяли.
В Косово был совершен захват территории одной из этнических сообщностей — албанцами и проведена этническая чистка (у нас нечто подобное происходило в Чечне: агрессивно настроенная часть чеченского населения захватила кусок территории республики, откуда изгнала представителей других народов).
Таким образом, ни Приднестровская республика, ни Южная Осетия, ни Абхазия не могут быть позиционированы так же, как Косово. Считаю необоснованной попытку Президента России косовский прецедент представить как аргумент для Евросоюза.
Больше всего шансов получить международное признание у Приднестровской республики, поскольку уже имеются экспертные оценки европейских специалистов, которые показывают, что Приднестровье полностью готово к получению юридического статуса суверенного государства. Соответствующие доклады опубликованы, и те, кто их прочитает, сможет ознакомиться с достаточно подробной аргументацией, основанной на международном праве и традициях международных отношений.
«Даже при существующих договорах с Грузией и Молдовой непризнанные республики могут войти в состав РФ»
Виктор Черепков,
член Комитета по безопасности
Вне фракций
Всерьез говорить о вхождении Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии в состав Российской Федерации, безусловно, можно. В Приднестровье проведен референдум, убедительно продемонстрировавший волеизъявление народа. Если бы желание отойти к России выразил Смирнов или президент другой непризнанной республики, это не являлось бы правовым основанием, в том числе с точки зрения международного права. Если Косово, где прошел референдум, сочли возможным признать независимым государством, его население само имеет право выбирать, к кому присоединиться. Юридически это справедливо и для Приднестровья, интересы его граждан соблюдены: подавляющее большинство населения непризнанной республики высказалось за присоединение к России.
Даже при существующих договорах с Грузией и Молдовой непризнанные республики могут войти в состав Российской Федерации. Мы признаем Грузию и Молдову как суверенные государства со своими границами. Что же касается автономий, то они имеют право на самоопределение.
Больше всего шансов на международное признание имеет, естественно, Приднестровье: результаты волеизъявления его населения настолько бесспорны, что их невозможно игнорировать.
Косовский прецедент является ключевым, он должен открыть шлагбаум для территорий, желающих последовать этому примеру.