АпокОЙЛипсис послезавтра
Легкий шок испытали мы на прошлой неделе, заметив устойчивый отрицательный тренд в ценах на нефть. Казалось бы, год назад мы были рады и цене 45 долларов за баррель, а сегодня приходим в ужас от 59.
Однако весь мировой опыт показывает, что рыночная стоимость любых продуктов подвержена как взлетам, так и падениям. Что, в случае с Россией, должно заставить решительно диверсифицировать народное хозяйство, развивая альтернативные направления экономики. Известна история города Хьюстона, центра мировой нефтяной индустрии. В 80-е годы, когда цена на нефть катастрофически рухнула, он первоначально просто вымер, но затем отцы города приняли решение о развитии медицинских центров, что помогло техасцам с горем пополам оправиться от кризиса и оживить то место, где они жили.
Мир не хочет мириться с ростом цен на энергоносители и лихорадочно ищет им замену.Некоторые замены не просто лежат на поверхности, а давно отработаны, стоит лишь сделать шаг к их использованию. И отдельные страны занесли ногу для такого шага.
Например, Джордж Буш-младший распорядился активнее применять этанол в качестве автомобильного топлива. В Бразилии этанол применяют уже достаточно давно, его производство растет стремительными темпами и позволяет увеличить экономию нефтегазового топлива уже на 50-70%. Новые технологии, разработанные американскими компаниями, позволяют увеличить КПД использования угля при выработке электроэнергии до 65%. При сегодняшних ценах на газ и мазут переход на уголь стал актуален для всех стран, имеющих угольные месторождения. И они это делают.Еще одной альтернативой нефти является так называемое биотопливо. Это бензин, авиационный керосин, дизель, получаемые из органических продуктов, например рапса, кактусов, тростника и т.д. Однако главным врагом углеводородов является электричество, которое человечество получает на атомных станциях и скоро научится получать в процессе термоядерного синтеза. При наличии неисчерпаемых запасов дешевой электроэнергии весь автотранспорт будет переведен на аккумуляторы, которые будут обслуживаться на электро-АЗС.
Вывод из числа потребителей углеводородных продуктов автотранспорта моментально сократит объемы их потребления на 60%, что приведет к абсолютному краху экономических моделей. Если к моменту победы человечества над нефтяным бензином Россия не изменит своей экономической стратегии, ей грозит коллапс. Исходя из этого, сегодня стоят две задачи: краткосрочная и долгосрочная.
Краткосрочная задача — максимально откладывать срок перехода мировой экономики на альтернативные виды топлива. Такая пролонгация возможна, если Россия сама будет стимулировать снижение цены на энергоносители. Для этого нужно как увеличить добычу, так и самим заняться альтернативными источниками энергии.С целью стимулирования развития альтернативной энергетики Государственная Дума могла бы принять закон об утилизации попутного газа (дополнительные 25 млн т условного топлива в год, сжигаемого сегодня на факелах), о стимулировании получения моторных топлив из угля и органических продуктов, о водородной энергетике.
На наш взгляд, у традиционного углеводородного сырья осталось не более 20-25 лет, чтобы быть реализованным по приемлемой цене, хотя бы немного превышающей себестоимость, поэтому именно в этот период надо постараться разработать все существенные месторождения, добыть и продать нефть и газ. Долгосрочная задача — начать инвестиции в электроэнергетику, в первую очередь атомную и термоядерную. Вкладывать надо столько, чтобы результат был достигнут в течение 5 лет, тем более что академик Велихов полон сил и именно он должен закончить то, что начал еще при Л.И. Брежневе.
Послезавтра наступит скоро, и если мы уверены в себе сегодня и строим радужные прогнозы на день завтрашний, все равно не стоит обольщаться тем, у кого все яйца в одной нефтегазовой корзине.
Георгий Кириллов