Вера и истина
Вопрос об объединении русской и зарубежной православных церквей стал главным
Расколов внутри религиозных конфессий в мировой практике не счесть. Но сегодня мы, кажется, наконец имеем шанс увидеть обратный процесс.
Впервые за последние восемьдесят лет всерьез зашла речь об объединении Русской православной церкви и Русской зарубежной православной церкви. И сразу это событие попало в разряд выдающихся в историческом плане и переломных для всех верующих — как в России, так и за границей. До ХХ века в православной истории не было еще такого богоборческого режима, который на протяжении столь длительного времени последовательно, опираясь на мощь тоталитарного государства, осуществлял бы гонения на веру. Кроме того, ни одна христианская страна мира не давала такого страшного опыта отречения от Церкви потомков христиан, исповедовавших свою веру веками. Установление в 1917 году в России советского атеистического политического строя, систематически осуществлявшего масштабные репрессии в отношении представителей православной церкви — как священнослужителей, так и мирян, неизбежно привело к тому, что рядом русских церковных иерархов и была основана Русская православная зарубежная церковь.
Восстановление единства Русской православной церкви, нарушенного после революции 1917 года и Гражданской войны в России, началось в мае 2004 года, когда состоялся первый в истории официальный визит в Московскую патриархию делегации РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром. В ходе этой встречи оба первоиерарха выразили желание достигнуть единства внутри Русской православной церкви. Все последующее время специальные комиссии готовили документы, закладывавшие основы такому объединению. Вопрос об объединении русской и зарубежной православных церквей стал главным на IV Всезарубежном Соборе РПЦЗ, недавно завершившемся в Сан-Франциско.
В первую очередь зарубежную православную церковь поддерживали и были ее основной составляющей эмигранты. Но сегодня русское зарубежье постепенно сходит на нет. А церковь может существовать, лишь подпитываясь общением — духовным, внутриконфессиональным, культурным, человеческим — с Россией и русским народом. Россия здесь, а не там. Опыт существования России вне России был значим, но подошел к концу. Факт объединения имеет огромный резонанс. Причем его значение и важность оценили представители большинства христианских конфессий мира.
«Установление нормальных отношений между Московской патриархией и Русской зарубежной православной церковью и разрешение других вопросов имеет огромное значение для всего православия. Мы должны помнить, что любовь объединяет, а зло разъединяет. Тысячи мучеников возносят свои молитвы об установлении мира в Русской церкви», — Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии.
Но почему же пришлось ждать столько времени — почти век для объединения, ведь в советские времена церковь была отделена от государства, что мешало, в чем была основная причина раскола. Формально зарубежная церковь обвиняла российскую в том, что в угоду правящей власти ею были преданы отдельные устои и каноны православия.
Однако новость, преподнесенная большинством СМИ как сенсация, имеет и своих скептиков. Так, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев заявил, что хотел бы предостеречь от излишних ожиданий от объединения и что никаких принципиально новых вещей в документе о воссоединении он не видит. Он мог быть принят и 20, и 50 лет назад, и резолюция принималась как чисто тактический документ, чтобы избежать внутреннего раскола в самой Русской зарубежной православной церкви.
Текст пакта был составлен таким образом, чтобы за него проголосовали по возможности все. Но не для того, чтобы по нему действовать, а для того, чтобы избежать сиюминутного раскола.
После 80 лет раскола две части Русской церкви, представляющие «красную» и «белую» России, объединяются.
Время разделения и взаимных обвинений завершено. Делегаты IV Всезарубежного Собора Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) большинством голосов приняли резолюцию, в которой выразили «решимость уврачевать раны разделения внутри Русской церкви между ее частями в Отечестве и за рубежом».
В резолюции также выражена надежда, что будет «восстановлено единство Русской церкви на основе Христовой истины, открывая нам возможность служить вместе и причащаться святых Христовых тайн».
Ну что ж, опыт отдельного, автономного существования Русской православной церкви за пределами России, судя по всему, заканчивается. Как и любое другое объединение, слияние церкви воедино принесет, во всяком случае, должно принести больше плюсов, чем минусов. Конечно, чем-то обеим сторонам придется поступиться, но все, что происходит во имя взаимного сближения и доверия, все к лучшему. А для России как государства это еще и вопрос престижа, и существенный имиджевый момент.
Артем Левитин