Доигрались!
Похоже, что баталии между сторонниками «мягкого» и «жесткого» законопроектов о регулировании деятельности игорных заведений закончились. 6 октября в Государственную Думу РФ был внесен президентский законопроект о регулировании игорного бизнеса.
Документ предусматривает, что с 1 июля 2007 года подлежат закрытию все игорные заведения, не соответствующие требованиям, которые будут введены после вступления указанного закона в силу. Законопроект устанавливает, что чистые активы организатора азартных игр должны составлять не менее 600 миллионов рублей.
Организацией азартных игр могут заниматься исключительно российские юридические лица, при этом их учредителями или участниками не должны быть органы местного самоуправления, российские субъекты или Российская Федерация. Согласно законопроекту, игорные заведения могут функционировать в рамках двух видов игорных зон. Первый вид — игорная зона поселений подразумевает создание зоны на участке, используемом или предназначенном для застройки и развития городских и сельских поселений.
Второй вид игорных зон – особые игорные зоны, которые могут располагаться на земельных участках вне поселений. Объекты инфраструктуры и сами участки могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
На сегодняшний день Россия является одной из немногих стран, где на организацию подобных заведений практически не наложены никакие ограничения. Владельцы игорных сетей, создавшие на эксплуатации человеческих слабостей и пороков миллиардные состояния, хотят сохранить свои привилегии и всеми силами противятся принятию мер запретительного характера. 24 марта 2006 года Госдума впервые рассматривала вопросы функционирования игорного бизнеса. Несмотря на обращение к нижней палате глав традиционных религиозных конфессий, призвавших запретить размещение игорных заведений в местах проживания людей, большинство депутатов не поддержали внесенный единороссами Александром Лебедевым и Андреем Самошиным законопроект «О тотализаторах и игорных заведениях», который предусматривал вывод этих «предприятий услуг» за 1 км от черты российских городов. За основу был принят более «мягкий» законопроект, разработанный Комитетом по экономической политике, который фактически защищает интересы крупных операторов казино и слот-салонов. 11 сентября этот законопроект был подвергнут резкой критике со стороны Общественной палаты РФ.
В экспертном заключении, за которое проголосовали 74 члена палаты, сказано, что «рассматриваемый законопроект не отвечает интересам граждан России и национальной безопасности страны, в нем необходимо предусмотреть порядок выведения объектов игорного бизнеса за пределы городов и населенных пунктов и создания специальных игорных центров (зон, территорий)». По мнению Общественной палаты, «игорный бизнес является одним из быстроразвивающихся особых видов коммерческой деятельности, требующих усиления контрольных мер и официального признания его вредным и социально опасным».
Президентом В. Путиным в этом вопросе поставлена точка. Остальное — дело техники, поскольку теперь никто в Госдуме не рискнет «смягчить» внесенный законопроект.
Символично то, что после проверок ряда игорных заведений города Москвы, связанных с организованными преступными группировками из Грузии, выявлена масса нарушений российских законов. По информации заместителя мэра Москвы, председателя городской комиссии по игорному бизнесу Иосифа Орджоникидзе, в 2005 году налоги от игорного бизнеса в столичный бюджет составили 2 млрд. 800 млн. рублей. Сколько денег от игорных заведений не дошло до казны и куда они направлялись, теперь должно выяснить следствие. Несомненно, введение закона о регулировании игорного бизнеса ударит не только по ОПГ, но и по коррумпированным чиновникам, повсеместно крышующим «одноруких бандитов».
Олег Казаков