О садовниках в грузинском саду
Большая кавказская игра
Ситуация на Южном Кавказе, в первую очередь в Грузии, продолжает обостряться. Последние события в этой закавказской республике, а также ответные шаги Москвы показали, что кризис в двухсторонних отношениях давно назрел. Закономерен вопрос, как мы дошли до такого критического момента в отношениях с нашим давним соседом.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров справедливо обратил внимание на чрезмерную активность США в регионе и их активное участие во всех событиях, произошедших в Грузии. «Последняя выходка с захватом наших офицеров состоялась как раз после решения НАТО о предоставлении Грузии плана интенсивного сотрудничества и, кстати, сразу после визита Михаила Николаевича (Саакашвили. — В.М.) в Вашингтон», — заявил С. Лавров на пресс-конференции. «Мы принимаем к сведению заверения наших американских коллег в том, что они удерживали и продолжают удерживать грузинское руководство от резких действий, но хронологически все было именно так, как я говорю: поездка в Вашингтон, решение НАТО, захват заложников», — добавил он. Эту же точку зрения разделяет лидер грузинского оппозиционного политического объединения «Имеди» («Надежда») Ирина Саришвили, которая прямо заявила, что «на конфликт Россию и Грузию толкает Запад». Она пояснила, что под Западом имеет в виду, в первую очередь, администрацию США, экспортирующую «колониальные товары в виде разноцветных революций».
Проникновение США в регион Южного Кавказа началось сразу же после развала Советского Союза, однако оформление американской политики в отношении Закавказья завершилось в конце 90-х гг., когда было объявлено о том, что Черноморский и Каспийский регионы входят в зону жизненных интересов США. Пиком же американского влияния в регионе можно назвать последние три года… «Революция роз» во главе с угодным американской стороне Михаилом Саакашвили, частые встречи последнего с первыми лицами США лишний раз демонстрируют повышенное внимание к этой закавказской республике. Соединенные Штаты для Грузии являются приоритетным партнером, о чем взахлеб говорит сам Саакашвили.
Грузия же для США сегодня — это удачный пример политики демократизации, который под таким соусом можно демонстрировать мировому сообществу в качестве успешных результатов американской внешней политики, в отличие от кризисной ситуации на Ближнем Востоке. И острый дефицит аналогичных примеров заставляет американских лидеров все чаще публично напоминать о грузинском опыте…
Надо признать, что, несмотря на некую однобокость в своей политике на Южном Кавказе, США в последние годы действуют там весьма результативно. Вспомним всплеск оппозиционных выступлений в Азербайджане и «революцию роз» в Грузии в 2003 году, попытку цветной «революции» в Армении в 2004 году. Именно эти события продемонстрировали резкое возрастание роли внешнего фактора, в первую очередь США. Особенно откровенно это выглядело в Грузии, где крупные финансовые вливания известного американского медиамагната Джорджа Сороса и запредельная «дипломатическая» активность посла США Ричарда Майлза позволили без помех расцвести «розовой революции». С этого времени американская сторона настойчиво претендует на роль главного садовника в грузинском саду…
На частые прогулки в этом саду настроились и представители другой серьезной силы — Евросоюза. ЕС неоднократно заявлял о своем желании расширяться на Восток, в том числе за счет такого лакомого куска, как Кавказ.
Однако что может привлекать Евросоюз кроме каспийских энергоресурсов, вопрос непростой… Тем более что лидеры ЕС не увлекаются американской игрой под названием «экспорт демократии». Напомним, что Европа никогда не являлась основным игроком в «большой кавказской игре», скорее, ее роль можно охарактеризовать как судья на бровке, то есть имеющий влияние на ход игры, тогда как решающий голос остается за главным арбитром, коим Россия по праву являлась последние два столетия.
Вадим Муханов,
к.и.н., старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО (У) МИД России