Статьи

Опрос парламентского еженедельника «Кворума»

- Почему, по-вашему, произошла отставка генпрокурора Устинова?
- Означает ли она намечающиеся серьезные изменения в деятельности прокуратуры? Какие именно?
- Кого вы видите (или хотели бы видеть) преемником Устинова?
 

«Фамилии людей, которые были бы приемлемы как отвечающие упомянутым выше требованиям, я бы называть не хотел»

Виктор Похмелкин,
член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству
Вне фракций

Я не могу судить о подлинных причинах отставки Устинова. Но боюсь, что она не связана с изменением проводимой в стране правовой политики. Если бы это было так, то такая отставка должна была состояться значительно раньше, в то время, когда прокуратура начала активно вмешиваться в экономические процессы и фактически оказалась втянутой в политическую борьбу. Полагаю, что перед решающими битвами за власть, которые начнутся уже в следующем году, президент Путин пытается максимально укрепить позиции — свои и своего ближайшего окружения, намереваясь на освободившуюся вакансию определить гораздо более лояльного и близкого к себе человека, чем был Устинов.

Никакого серьезного изменения линии прокуратуры, убежден, не произойдет. Она по-прежнему будет выполнять роль инструмента государственной политики, являться составной частью нынешнего политического режима. Надеюсь все-таки, что по делам, которые не затрагивают высокопоставленных должностных лиц, прокуратура сможет выполнять некоторые правоохранительные функции точно так же, как это было при Устинове.

Совершенно очевидно, что освободившуюся должность займет преданный Путину человек. Я бы при подборе такой кандидатуры исходил из соображений, что генеральный прокурор должен быть максимально профессионален и способен провести реформы как в прокуратуре, так и в правоохранительной системе в целом. На мой взгляд, сейчас генеральный прокурор должен быть серьезным политиком, сориентированным на формирование правового государства, на гораздо большую защиту прав и свобод граждан, чем это было до сих пор. Но именно поэтому, как мне кажется, вряд ли человек с подобными устремлениями станет генеральным прокурором России. Во главе угла, как уже было отмечено, окажется лояльность по отношению лично к Путину и правящей группировке и строгое следование тем командам, которые будут поступать из Кремля. Это не вина нынешнего руководства страны, это его крест: по-другому кадры сейчас не формируются.

Фамилии людей, которые были бы приемлемы как отвечающие упомянутым выше требованиям, я бы называть не хотел: им это может повредить.

 


Анатолий Иванов«В конечном итоге президентом станет тот, кого порекомендует президент, пользующийся у населения большим доверием»

Анатолий Иванов,
член Комитета по труду и социальной политике
Фракция «Единая Россия»

Я думаю, идет выстраивание и формирование президентом своей команды, эта тенденция четко просматривается в деятельности Владимира Путина. На ответственные посты назначаются люди из его окружения, многих из которых он знает по прежней совместной работе. Устинов не из этой команды, его выдвижение началось при прежнем президенте. Должность прокурора очень важна, особенно в рамках борьбы с коррупцией, о которой много говорится, но мало что делается. Замена прокурора скажется и на экономическом и на политическом уровне, связана она и с предстоящими выборами — парламентскими и президентскими. Истины ради должен сказать, что и Устинов был лоялен по отношению к власти и, в частности, к президенту, который все же считает, что генпрокурором должен быть человек более приближенный к его клану. В конечном итоге президентом станет тот, кого порекомендует президент, пользующийся у населения большим доверием. Считаю, что новый генпрокурор внесет изменения в деятельность своего ведомства, ибо коррумпированность властных структур (в том числе и чиновников прокуратуры) достигла угрожающих размеров. Пример: я сейчас занимаюсь серьезной проблемой — попыткой поглощения крупнейшего предприятия химической отрасли «Тольятти-азот». Выяснилось, что в процессе этого поглощения участвует один из заместителей Устинова. Вслед за отставкой Устинова должна произойти ротация кадров по всей вертикали органов прокуратуры. Что необходимо. Правда, сейчас заведены уголовные дела на влиятельных людей, но они не из высшего эшелона. Из него никого не задели. И я доверяю президенту, который, видимо, считает, что борьба с коррупцией ведется недостаточно эффективно. Подозреваю, что у В.Путина нет пока рецептов, с помощью которых можно разорвать этот порочный круг.

Я думаю, что из тех кандидатов на пост генпрокурора, которые сейчас называются, Дмитрий Козак — самая достойная фигура.

 


«Очевидно, теперь появятся предложения новых мер борьбы с преступностью»

Петр ШелищПетр Шелищ,
заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному
и процессуальному законодательству
Фракция «Единая Россия»

Мое мнение — нельзя давать чиновникам слишком долго засиживаться на постах, от которых зависит будущее государства, думаю, это принцип кадровой политики президента.

Каждый новый генеральный прокурор должен привносить что-то новое в идеологию деятельности прокуратуры, систему приоритетов, методы работы, принципы подбора и продвижения кадров.

Надеюсь, что в этом смысле перемены будут полезными, потому что при очевидной и констатируемой тем же Устиновым эскалации уровня преступности (и прежде всего коррупционной преступности в чиновничьей среде) адекватных мер противодействия не найдено.

Очевидно, теперь появятся предложения новых мер борьбы с преступностью, которые будут обсуждаться в обществе и законодательной власти.

Как петербуржец я, естественно, всегда испытываю удовлетворение, когда известные деятели, прошедшие петербургскую школу, в том числе юридическую, занимают высокие посты в государстве. Конкретного кандидата назвать не берусь.

 


«Новый генпрокурор должен сразу изменить систему работы»

Виктор ЧерепковВиктор Черепков,
член Комитета по безопасности
Вне фракций

Первая причина отставки Устинова — не только неспособность прокуратуры России (и генеральной, и региональной) бороться с коррупцией, но и все большее погружение в коррупционную трясину самих работников прокуратуры всех уровней и инстанций.

Второе. Смена курса президента на борьбу с коррупцией требует совершенно иного подхода. Те, кто уже давно находится у управленческого руля прокуратур, в том числе генеральной, не смогут резко повернуть его. Нужны люди с совершенно другим мышлением и, главное, не обросшие обязательствами и связями, которые как метастазы опутали всю правоохранительную и надзорную систему. Третье. Наверное, после этой замены последует еще целый ряд громких увольнений и отставок в Генеральной прокуратуре, иначе Устинова не вынудили бы подать в отставку. Конечно, от главы ведомства многое зависит. Новый генпрокурор должен сразу изменить систему работы. В чем ущербность всей управленческой структуры в России? В том, что решение вопросов на всех ступенях власти отдано чиновнику — человеку, который в зависимости от обстоятельств принимает не всегда законные решения. Нужно вырабатывать механизмы и создавать управленческую машину, которая бы не зависела от характера и воли чиновника, а сам чиновник в этой машине был бы простым мастером, который ремонтирует систему, но не решает: обвиню или оправдаю, посажу или освобожу по одной статье или по другой… К сожалению, последние годы показывают, что смена прокуроров, губернаторов, премьеров к лучшему никогда не приводила. Наука управлять в России самая несовершенная, причем, что особенно печально, она наиболее запущена на самых верхних эшелонах власти. Это беда и даже трагедия нашей страны.

Я думаю, Устинова сменит Козак. Профессиональная подготовка и прокурорский опыт в данном случае не имеют ключевого значения. Здесь важна личность — неподкупная, жесткая и в то же время мудрая. Поскольку Козак много занимался и реформами судов, и административными реформами всех уровней управленческих систем, в том числе и правоохранительной, может быть, у него еще остался запал реформаторства, который даст ему силы начать изменения всех уровней ведомства, позволяющие убрать оборотней из прокуратуры, милиции и других охраняющих закон организаций. И создать один следственный комитет. Это целина, где нужно, может быть, начинать не с лопаты, а с динамита…

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru