Россия между Сциллой и Харибдой
Референдум прошел. Что дальше?
В Южной Осетии состоялись выборы Президента республики и референдум, на котором подтвержден выбор в пользу ее независимого статуса. Согласно ЦИК Южной Осетии, за независимость республики проголосовали 99% избирателей. Кандидатуру действующего президента Э.Д. Кокойты поддержали 96% из числа голосовавших. При этом явка избирателей составила 95,2%, что является весьма высоким показателем даже для стран «устоявшейся демократии».
По мнению МИД России, «нравится это кому-то или нет, мы в данной ситуации имеем дело со свободным волеизъявлением народа Южной Осетии, выраженным посредством демократических процедур. И как бы ни пытались в Грузии или ряде западных государств принизить значение этого события, оно, тем не менее, имеет знаковый характер. Не считаться с этим по меньшей мере недальновидно». В свою очередь, лидеры Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья заявили, что решение по ситуации в Косово не может служить прецедентом для признания их республик в качестве независимых государств. «Мы не рассчитываем на Косово, а, в первую очередь, опираемся на волеизъявление своих народов», — сказал Э.Д. Кокойты
Еще ранее — 18 октября Народное собрание Республики Абхазия обратилось к Президенту России и обеим палатам Федерального Собрания с просьбой о признании независимости Республики Абхазия и установлении между Россией и Абхазией ассоциированных отношений. В ответ на это обращение 17 ноября фракцией Народно-патриотический союз «Родина» был представлен проект обращения ГД к Президенту России о признании независимости Республики Абхазия и об установлении с ней ассоциированных отношений. На пресс-конференции лидер фракции НПСР Сергей Бабурин отметил, что «это все надо рассматривать, исходя из общей стратегической линии на возрождение нашей единой страны, на преодоление последствий преступлений 1991 года, разрушивших историческую Россию как цивилизацию, существовавшую в форме Советского Союза».
Ситуация, в которой оказалась Россия в связи с необходимостью принимать конкретные решения в отношении «непризнанных республик», чрезвычайно сложна. Даже среди патриотических сил доминируют мнения более взвешенные, чем стандартные митинговые призывы «признать и присоединить» сразу и сейчас.
Так, зам. председателя Комитета ГД по международным делам Наталья Нарочницкая, выступавшая в качестве наблюдателя от Госдумы на выборах Президента Южной Осетии, полагает, что Россия должна признать право народа Южной Осетии на самоопределение, которое было высказано на прошедшем 12 ноября референдуме о независимости. Но что касается окончательного признания этой республики, то «это вопрос мудрой политики как России, так и Грузии», — считает она.
Следует отметить, что в настоящее время митинговость ельцинского периода, заменила более взвешенная позиция, опирающаяся на нормы международного права. Это следствие понимания сложности тех международных проблем, которые могут возникнуть в связи действиями российских властей, и своей исторической ответственности перед народами заинтересованных сторон. В конечном счете, эти вопросы относятся к компетенции Президента России. И ему решать, как пройти «между Сциллой и Харибдой» таким образом, чтобы не провоцировать в мире антироссийские настроения.
Олег Казаков