Кто должен платить за пропаганду?
В Совете Федерации слушали «Почту России»
На прошлой неделе в Совете Федерации состоялось расширенное заседание Комиссии по информационной политике под председательством ее главы Людмилы Нарусовой. Тема: «Почта России: состояние и развитие системы распространения и доставки периодических изданий». С основным докладом выступил генеральный директор ФГУП «Почта России» Игорь Сырцов.
Ухудшение дел с подпиской и распространением, прежде всего в регионах, федеральных газет и журналов вызвало пристальное внимание общественности и законодательных органов к деятельности ФГУП «Почта России», через которое проходит 95% всего оборота по подписке периодических изданий.
По мнению редакторов отечественных региональных СМИ, основные проблемы заключаются в следующем: делегирование полномочий и функций «Почты России» сторонним организациям, приведшее к «закрытию» рынка; резкое удорожание подписки и, как следствие, значительное сокращение ее объемов; нарушение сроков доставки почты; расширение непрофильных функций предприятий почты; ликвидация почтовых отделений в небольших населенных пунктах.
Открывая заседание, Л. Нарусова отметила, что вопрос о работе ФГУП «Почта России» уже дважды рассматривался на заседании Комиссии СФ по информационной политике, так как деятельность почтовиков на рынке информационно-коммуникационных услуг вызывает ряд нареканий и вопросов у законодателей, прежде всего в плане распространения и доставки периодики населению. Особенно было обращено внимание на то, что критерием ценообразования при доставке прессы является физический вес издания, а не его политический вес, социальная и гуманитарная значимость.
Гендиректор ФГУП «Почта России» И. Сырцов подробно рассказал о проблемах, с которыми столкнулось унитарное предприятие после его создания. Всего три года назад из разрозненных юридических лиц была собрана и учреждена национальная почта — ФГУП «Почта России». В состав «Почты России» сегодня входит 42 тысячи объектов, более 370 тысяч работающих. За три года ее оборот возрос с 27 до 47 млрд. руб., восстановлена нормальная работа. Доход от подписки и доставки периодики составляет лишь 9% от общего объема. Средняя зарплата в системе ФГУП «Почта России» едва превышает 5 тысяч рублей.
Причем тарифы, установленные с 1 января 2006 года, для предприятия убыточны. Он сообщил, что в 37 регионах Российской Федерации тарифы были снижены, причем на 18-38%, в связи с введением единой системы расчета тарифов на доставку периодики по всей территории России. Введение же единой системы тарификации на услуги «Почты России» по доставке изданий положительно отразилось на системе ценообразования, сделало ее прозрачной и понятной.
Против предложения И. Сырцова передать «Почте России» почтовые ящики, которых насчитывается в стране порядка 50 млн., резко выступил председатель Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев. По его мнению, это сделает ФГУП «Почта России» фактическим монополистом. П. Гусев считает, что почта должна бороться за своих подписчиков. Он также предложил восстановить годичную подписку, которая была отменена в ельцинские годы. Заседание поддержало предложение Комиссии Общественной палаты о внесении изменений в Налоговый кодекс России в части снижения стоимости услуг по доставке, оформлению и исполнению договора подписки на периодические издания, учебную и научную литературу путем снижения НДС до 10%.
Л. Нарусова также затронула тему возросших тарифов на доставку российской прессы зарубежным адресатам. Действительно, в настоящее время многие российские граждане, проживающие за границей, и иностранцы, интересующиеся Россией, не в состоянии подписываться на российскую периодику из-за высоких цен. А это уже проблема позитивного имиджа России за рубежом. Кто должен платить за пропаганду? Вероятно, рано или поздно часть расходов «Почты России» ляжет на плечи государства. Об этом также ранее говорил первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев. Но насколько эффективно госдотации будут расходоваться, можно будет судить только после реализации задуманных мер, направленных на улучшение ситуации с подпиской в России.