Статьи

Азбука мигрантов


Граждане бывшего СССР заново учатся жить вместе

В этом году в календаре в конце ноября случайно оказались по соседству Международный день толерантности и Всемирный день иммигранта. Первый — вот уже более 10 лет отмечается по предложению ЮНЕСКО в день рождения этой организации, второй — по инициативе национальных епископских конференций, которые традиционно защищают права мигрантов в своих приходах. Для России, которая является и миграционным донором, и страной-реципиентом, оба праздника очень актуальны.

Российские власти отметили их новыми попытками сбалансировать межнациональные отношения. В День толерантности на заседании правительства говорили о незаконной миграции, и Михаил Фрадков подтвердил, что Кабинет министров готовится «навести порядок» в области трудовой миграции, и прежде всего — на рынках.

Кроме того, стало известно, что с 15 января 2007 года в силу вступают два федеральных закона, упрощающих процедуры регистрации и получения разрешения на трудовую деятельность для иностранцев, которые в безвизовом порядке въезжают на территорию РФ. Вместо того чтобы отстаивать для регистрации огромные очереди в МВД, таким гражданам можно будет выслать, например, необходимые документы по почте. Незаконное привлечение к трудовой деятельности мигрантов повлечет за собой наложение штрафа в размере от 20 до 8000 МРОТ. Все процедуры либерализуются, становятся формально открытыми и прозрачными.

Высказать свое мнение о «первых шагах» правительства в решении проблем трудовой миграции наш корреспондент попросил генерального директора Института прав человека, члена Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты РФ, лидера общественного движения «Наша Россия», председателя общероссийской общественной организации «Аль-Хак» («Справедливость») Камилжана Каландарова.

— Поддерживаете ли вы введение новых законов о регистрации иностранных граждан?

— Я считаю, что это серьезное не только экономическое, но и политическое событие для России. Учитывая естественную убыль населения (около 1 миллиона человек в год), говорю, что мигранты нам нужны! Проблема миграции сейчас самая важная для Российской Федерации. Ужесточения в отношении приезжих иностранцев и нарушения их прав обязательно приведут к обострению межнациональных отношений, закон же разрядит обстановку. Не надо делать из мигрантов людей второго сорта. Особенно после того, как мы сказали, что Россия для них открыта. Другое дело, мы должны их адаптировать.

— Почему выход новых либеральных законов сопровождается активной «очисткой» рынков от «иностранцев», запретом для мигрантов торговать алкоголем, лекарствами и т.п.?

— Дело в том, что мы, представители общественности и российские чиновники, очень плохо знаем русский язык. Президент говорил о том, что нам нужно наводить порядок, об этом говорил и М. Фрадков. Но никто не говорил, что надо людей выгонять, этого нет в новых требованиях закона. Необходимо начинать наводить порядок с изучения рынка. Никакого мониторинга ситуации на рынках ни у одной местной власти, ни у правоохранительных органов нет. Никто этим не занимался. Криминальными элементами там являются не только мигранты, азербайджанцы, другие представители мелкого бизнеса, которые держат эти точки. Не от них надо очищать рынок. Было сказано, что надо выгонять с рынков не исполнителей, а хозяев криминального бизнеса. Тех, кто поднимает цену, кто устанавливает свой криминальный порядок. Здесь нельзя говорить о национальностях, это могут быть и русские, и молдаване, и азербайджанцы... Речь шла о наведении порядка, а местная власть поняла так, как ей выгодно.

Что касается квоты не менее 20% мест для местного населения на рынках. Это очень справедливо. Пусть хоть 50% или даже 100% будет отдано местным производителям. Там всем хватит и места, и работы. Главное, чтобы новые порядки не привели к тому, что будут уходить те, кто уже находится в этом бизнесе, и чтобы это не привело к повышению цен. Рынок — это не восточный базар, это серьезный бизнес. Кроме того, чтобы не допустить повышения цен надо создавать овощную и фруктовую биржу, как во всех цивилизованных странах. Чтобы люди знали, что, например, помидоры сегодня в Москве стоят 30 рублей. В том, чтобы запретить мигрантам торговать лекарственными препаратами, есть логика, согласен. Конечно, это люди приезжие, это не граждане России. Для продажи лекарств они должны пройти серьезное медицинское обследование. Более того, по моему мнению, представителям стран СНГ надо запретить торговлю мясными, молочными, мучными изделиями. Теми продуктами, которые имеют стратегическое значение для местного населения.

— Один из руководителей Федеральной миграционной службы, Вячеслав Поставнин, предложил ввести ограничения на компактное проживание иностранцев в каком-то районе. По его словам, их может быть не больше 17-20%. Превышение этой нормы, по его мнению, создает дискомфорт для коренного населения. Что вы думаете об этом?

— Это уже будет нарушение прав человека. Если будет 25%, то остальных кто-то будет насильно, что ли, выселять? Нет такого закона в Российской Федерации. У нас в стране никогда не появится Чайна-таун или подобные поселения. Это непродуманное заявление, которое обостряет межнациональные отношения. Оно говорит о том, что приезжие мигранты представляют угрозу безопасности москвичей или россиян и что из-за нас, мигрантов, москвичи чувствуют себя неуютно. Получается, что мы люди второго сорта? Что, если в Татарстане, Чечне, Кабардино-Балкарии будет больше 20% русских, это что, плохо, их выселять оттуда надо? Это чиновничье усердие никому не нужное, из серии «Заставь дурака Богу молиться...» Надо думать об интересах всех россиян.

— Надо ли в России вводить квоты на использование иностранной рабочей силы?

— Это мировая практика. Во всех цивилизованных странах, куда бы вы ни поехали, есть определенный порядок. Государство не может заставить человека не ехать в Москву, никто не имеет права его насильно не пускать. Другое дело, например, таджику, стремящемуся на заработки в Москву, надо предоставить такие условия, чтобы ему было выгодно поехать и в Кемеровскую область или на Дальний Восток. Более комфортные жилищные условия, более высокая зарплата — создать условия, чтобы человек не ехал в Москву.

— Вы сказали, что мигрантов надо адаптировать к российским условиям. Каким образом?

Мы, движение «Наша Россия» сейчас занимаемся тем, что организуем курсы русского языка и культуры. Люди, которые приехали в Россию, хотя бы минимально должны знать традиции местного населения. Мы преподаем уроки толерантности, как они должны вести себя в городе, обществе. Планируем открыть центры подготовки трудовых мигрантов уже и в странах СНГ, например, в Центральной Азии, Азербайджане. Это в интересах российского государства. Если мы хотим получить толерантного, нормального мигранта, мы должны с ним работать, прежде чем он пересечет границу РФ. Тогда мы получим того мигранта, который нужен России.

Мы обучаем русскому языку и предлагаем, допустим: «Тебя в Курской области ждут такие-то рабочие места. Будешь получать такую-то зарплату. Встретит тебя Иванов Иван Иванович, директор совхоза, он и будет отвечать за твою безопасность, за твои права, и за то, что никто тебя там не убьет». А так получается, что мигрант сам по себе, местная власть сама по себе. Милиционеры только ждут, когда появится побольше мигрантов, потому что это деньги. А мигранты стараются избежать препон, дают взятки, стремятся как можно быстрее заработать свои 500 долларов и убежать обратно в Таджикистан. Эти гонки, как в лесу за зайцами. Охота на мигранта не приведет к хорошему. Если они нам нужны (а они нужны!), мы однозначно должны понять, что это такие же люди, как и мы.

Более того, сейчас активно выступаем за то, чтобы Россия вернула несколько миллионов соотечественников. Тот же таджик или азербайджанец — он наш соотечественник. Он гражданин бывшего Советского Союза, нашей единой страны, он нам не чужой, он нам не враг, он наш брат.

Беседовала Нина Давлетзянова


ДАННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЮРИЯ ЛЕВАДЫ

К тому, что на стройках в России все чаще работают рабочие из Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран, положительно относятся 20% респондентов, 45% — нейтрально, а 33% — отрицательно. Более половины (52%) высказываются за ограничение потока приезжих. За то, чтобы ограничить проживание на территории России выходцев с Кавказа, высказываются 42% опрошенных, китайцев — 41%, вьетнамцев — 35%, цыган — 29%, жителей среднеазиатских республик — 23%, евреев — 13%, украинцев — 7%, «всех наций, кроме русской» — 11%. 25% полагают, что не следует вводить ограничения на проживание для каких-либо наций.

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru