Вопрос:
На основании какого документа СМИ нерекламного и неэротического характера получают справку из Министерства по делам печати о том, что они не являются таковыми для получения льгот в налоговых органах?
Белгородская область
Ответ:
Такого документа не существует. Процедура получения справки для предоставления ее в налоговые органы сложилась на практике совершенно произвольно.
Из истории вопроса. В январе 1996г., после вступления в действие Федерального закона “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ”, в тогдашнем Комитете РФ по печати состоялась пресс-конференция для журналистов и издателей. Кто-то из издателей задал вопрос о том, где брать справки, которые требуют налоговые органы в доказательство того, что издания не являются рекламными и эротическими. Вице-премьер Правительства Игнатенко ответил: “Вот пусть Комитет по печати, как регистрирующий орган и выдает такие справки, как для таможенных, так и для налоговых органов”.
С тех пор органы печати и выдают такие справки, потому что потребность у СМИ в них существует, а законодательство эту проблему до сих пор никак не урегулировало.
Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, работают ли в действительности льготы, предусмотренные ст. 5 Федерального закона о государственной поддержке СМИ? А именно – льготы при оплате услуг связи и аренде помещений?
г.Санкт-Петербург
Ответ:
Согласно ст.5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» редакциям СМИ, издательствам и телерадиокомпаниям дано право пользоваться услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи по тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О связи», государственное регулирование тарифов возможно независимо от форм собственности на сети и средства связи.
В п.2 данной статьи говорится о том, что редакции, издательства и телерадиокомпании «оплачивают аренду помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, по тарифам и ставкам, не превышающим установленные для организаций сферы культуры». Однако п.3 ст.5 устанавливает, что редакциям СМИ, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям «передаются в хозяйственной ведение помещения, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности».
Поскольку помещение не может одновременно находиться в хозяйственном ведении редакции и быть ею арендовано, на практике возникают большие трудности с исполнением этих законодательных положений.
По всей видимости, п.2 ст.5 предоставляет льготы по оплате аренды только редакциям, занимающим помещения, находящиеся в федеральной собственности.
Что касается передачи редакциям или установления для них льгот по арендной плате в отношении помещений являющихся частной, муниципальной собственностью или собственностью субъекта Федерации, то такое распоряжение не может устанавливаться федеральными актами, а должно исходить от собственника конкретного помещения.