Создание региональных центров повышения квалификации сотрудников печатных СМИ

В условиях отсутствия в регионах постоянно действующей системы повышения квалификации журналистских кадров представляется целесообразным создание специальных региональных учебно-методических центров, обеспечивающих предоставление работникам местных СМИ возможности получить современные знания и умения в области профессиональной журналистской деятельности, редакционного менеджмента, рекламной политики, правовых и этических норм.

В перспективе такие центры должны стать региональными консультационными и методическими ресурсами, содействующими развитию прессы региона.

Институт развития прессы разработал программу создания и развития таких центров, которые могут быть адаптированы к особенностям региона, основных потребностей, которые испытывают региональные СМИ. Созданию Центра предшествует изучение ситуации в регионе, его информационных ресурсов, оценка профессионального уровня редакций.

В рамках Центра предполагается осуществление обширной учебно-методической программы, основными положениями которой являются:

  • повышение профессиональной квалификации сотрудников печатных СМИ региона путем проведения семинаров, тренингов и консультаций как по отдельным содержательным аспектам деятельности СМИ, так и по менеджменту, рекламе, дизайну, распространению печатной продукции и пр.;
  • повышение юридической грамотности журналистов посредством проведения консультаций и обучающих семинаров для журналистов, юристов и руководителей СМИ региона;
  • создание местного консультационного и методического ресурса, который в дальнейшем будет содействовать развитию прессы региональной; создание Интернет-ресурса и выпуск специальной литературы для самостоятельной деятельности Центра

За время первого этапа реализации проекта (1 год) будет проведено не менее 10 практических обучающих семинаров для главных редакторов, журналистов, менеджеров среднего звена, в которых примет участие до 250 человек. Также будет дано не менее 50 консультаций по профессиональным, правовым вопросам и различным аспектам менеджмента в онлайновом режиме. В этот же период будет проведено не менее 2 специальных семинаров для местных преподавателей, тренеров, журналистов, редакторов, которые станут преподавательским активом для дальнейшего функционирования Центра. Институт развития прессы будет обеспечивать участников семинаров и тренеров необходимой методической литературой, выпускаемой ИРП.

Во время реализации предлагаемого проекта Институт развития прессы будет использовать все прошедшие проверку временем формы работы: рассылку информационных и методических материалов участникам проекта, чтение лекций, использование интерактивных форм обучения – деловых, в частности, ролевых, игр, тренингов, анализа материалов СМИ. Очень важной частью работы должно стать привлечение к участию в семинарах профессионалов в области экономики и финансов, экологии, охраны порядка и безопасности и пр. Целесообразно также участие в семинарах представителей органов власти. Участие вышеназванных специалистов в семинарах даст возможность журналистам и другим специалистам СМИ получить важнейшую информацию о содержательной составляющей их работы в данном направлении.

Программа включает следующие семинары:

Миссия, концепция, кадровая политика и внутриредакционный менеджмент издания

  • Формулирование миссии газеты – критерии и реалии
  • Основные составляющие редакционной политики и концепции издания
  • Кадровая политика издания; поиск и подбор персонала; обучение и аттестация персонала; разработка системы поощрения и мотивации
  • Эффективные модели структуры отделов редакции
  • Оперативное и стратегическое планирование
  • Характеристики аудитории издания; формы изучения читательской аудитории
  • Дифференциация аудитории; аудитория рубрики, раздела, приложения
  • Удовлетворение информационных потребностей аудитории

    К участию в семинаре приглашаются главные редакторы издания.

Качественный контент как неотъемлемая составляющая экономической независимости СМИ

  • Содержательная композиция газеты; управление контентом в соответствии с концепцией и редакционной политикой
  • Основные источники информации и особенности работы с ними
  • Сбор информации – основные методы и типичные ошибки в работе журналиста
  • Организация личного архива журналиста
  • Способы журналистского осмысления информации
  • Социальная журналистика – критерии и возможности

    К участию в семинаре приглашаются главные редакторы, журналисты и ответственные секретари издания

Особенности и результативность языка газеты

  • Лингвистический вкус – формирование и особенности
  • Язык и стиль издания; содержательная композиция газеты
  • Языковые средства и приемы речевого оформления, используемые для передачи информации (смысловые, стилистические, логико-грамматические, фразеологические, выразительные, контекст и подтекст и др.)
  • Структурная целостность и компоненты текста
  • «Разрушение» и «расшатывание» значения слов и словосочетаний
  • Жаргонные слова, инвективная лексика, просторечье, диалекты в печатных СМИ
  • «Оживление» и речевые штампы
  • Виды заголовков; роль заголовка в управлении контентом
  • Индивидуальный стиль журналиста

    К участию в семинаре приглашаются журналисты и ответственные секретари издания

Техника безопасности журналистского материала

  • Характеристика содержания материалов печатных СМИ. Тема, жанр, заголовок, графические иллюстрации, их семантический смысл
  • Основные признаки, указывающие на правонарушение
  • Наиболее типичные ошибки журналистов, приводящие к нарушению законодательства
  • Разграничение фактологической и оценочной информации
  • Юридическая ответственность журналиста и СМИ за нарушение законодательства
  • Законы, подзаконные и нормативные акты, соблюдение которых определяет юридическую грамотность журналиста
  • «Ошибки между строк»; идентификация героя газетного материала

    К участию в семинаре приглашаются журналисты, юристы, главные редакторы, ответственные секретари.

Освещение печатными СМИ избирательных кампаний

  • Профессиональные и правовые основы освещения избирательных кампаний в печатных СМИ
  • Наиболее часто встречающиеся типы нарушений журналистами и редакциями СМИ законодательства, регулирующего избирательный процесс
  • Открытость «публичных фигур» и персональные данные – баланс между нормой закона и интересами общества
  • Опросы общественного мнения и «опросы на выходе»; рейтинги кандидатов

    К участию в семинаре приглашаются главные редакторы, журналисты, юристы, ответственные секретари редакций.

Визуальная журналистика, дизайн газеты

  • Новые технологии в современном дизайне
  • Функциональный дизайн; дизайн и контент
  • Инфографика, ее информативная и художественная составляющие
  • Фотография, фотокомпозиция, фотоочерк
  • Электронная версия газеты: создание и поддержка

    К участию в семинаре приглашаются журналисты, фотографы, верстальщики, художники издания

Этическая составляющая деятельности журналиста и редакции

  • Этика внутриредакционных и межредакционных отношений
  • Этика работы журналиста с источниками информации и героями журналистских материалов
  • Этические кодексы в работе СМИ
  • Избыточная информация и этика печатной продукции
  • Экстрамедийные факторы в деятельности СМИ: этический и профессиональный аспекты

    К участию в семинаре приглашаются главные редакторы, журналисты, ответственные секретари редакции.

Эффективная политика рекламных продаж и распространения продукции печатных СМИ

  • Ниши и конкуренты в медийном рынке; позиционирование издания
  • Понятие и составляющие маркетинга; эффективные маркетинговые технологии
  • Ресурсные возможности и конкурентоспособность редакции
  • Форматы рекламы; эффективная организация работы отдела продаж
  • Маркетинг продаж в сфере печатных СМИ; стратегические продажи
  • Выстраивание тарифной политики; эффективные продажи рекламной площади
  • Продвижение информационного продукта; взаимодействие редакции и рекламного отдела

    К участию в семинаре приглашаются главные редакторы, сотрудники и руководители отделов продаж и распространения.

Финансовый менеджмент и бухгалтерия СМИ в рыночных условиях

  • Составление и принятие бюджета; контроль за исполнением
  • Практические навыки эффективного использования средств
  • Расчет себестоимости издания; и спользование расчетных моделей для выбора оптимальной ценовой политики
  • Прогноз прибыли и потока денежных средств от продаж; планирование и контроль
  • Налогообложение и бухгалтерский учет в СМИ
  • Виды отчетов о движении денежных средств

    К участию в семинаре приглашаются финансовые директора, бухгалтеры и главные бухгалтеры редакций.

Правовые основы деятельности СМИ как хозяйствующего субъекта

  • Договоры в деятельности печатных СМИ (договор учредителей, авторские договоры, издательские договоры, рекламные договоры, договоры на распространение)
  • Правовое регулирование рекламы
  • Правовое регулирование Интернет
  • Документы редакции печатного СМИ (должностные инструкции работников редакций; положение об оплате труда; норма строк, положение о норме строк, базовые расчеты; аттестация работников редакции, трудовой договор и др.)

    К участию в семинаре приглашаются главные редакторы, ответственные секретари и юристы редакций.

Методические семинары-тренинги по проведению семинаров для журналистов силами редакции СМИ

  • Методические основы проведения практических обучающих мероприятий для сотрудников печатных СМИ
  • Схемы анализа печатной продукции СМИ – правовой и профессиональный аспекты
  • Типичные ошибки тренеров при проведении занятий
  • Основы работы с аудиторией – формирование тренинговых групп, постановка заданий и пр.

    К участию в семинаре приглашаются журналисты, руководители отделов новостей, ответственные секретари, которые будут в дальнейшем проводить обучающие семинары по практической журналистике для сотрудников редакции.

Возможно использовать различные формы поощрения наиболее активных участников семинаров. Например, слушатели, проявившие себя наилучшим образом на семинарах по каждому направлению (бизнес СМИ, право, новые технологии и практическая журналистика) направляются на стажировку в редакцию одного из ведущих изданий.

Оценка результатов

Для того, чтобы постоянно контролировать эффективность осуществляемых мероприятий и своевременно вносить необходимые коррективы, в ИРП создается постоянно действующий механизм сбора, обработки и обобщения информации об интересах и запросах пользователей услуг ИРП, анкетирование участников мероприятий ИРП с целью получения как оценок, так и предложений по совершенствованию программ, опрашиваются независимые эксперты, мнения которых могут способствовать совершенствованию деятельности ИРП. Этот механизм будет задействован и для оценки деятельности проектируемого Центра. На каждом мероприятии, проводимом в рамках этого Центра, будет проводиться входное и выходное тестирование участников. В ходе и по завершении проекта будут отслеживаться все публикации участников мероприятий Центра.

Институт развития прессы готов принять участие не только в создании Центра, но и в его методическом сопровождении вплоть до превращения в самостоятельный местный ресурс.


Институт развития прессы 2010 © FinS.ru