Институт развития прессы (ИРП) - автономная некоммерческая организация, содействующая развитию профессиональных возможностей, повышению издательских стандартов и росту конкурентоспособности средств массовой информации российской региональной прессы.

Своей миссией Институт считает оказание помощи независимым, т.е. не имеющим в составе учредителей структуры власти и не получающим государственные дотации, печатным изданиям и работающим в них журналистам, способствуя достижению ими долговременной экономической самостоятельности.

Институт развития прессы среди своих основных целей видит внедрение в российское общественное сознание неоспоримого постулата: пресса является катализатором в процессе формирования гражданского общества. Именно достоверная и своевременная информация позволяет гражданину принимать обоснованные и ответственные решения.

Институт работает в тесном контакте с общественными организациями, отстаивающими права российских СМИ на открытый доступ к информации и свободу выражения мнений, и прилагает усилия к достижению консолидации профессионального сообщества журналистов.

Программная деятельность Института всемерно способствует росту экономической самостоятельности российской печати, развитию духа свободного предпринимательства и укреплению деловой активности в различных регионах страны.

Для реализации этих задач ИРП организует обучение журналистов и проводит консультации, внедряя в практику средств массовой информации российских регионов высокие профессиональные стандарты во всех сферах - от менеджмента до этики, от рекламы до производства, от маркетинга до приемов и методов подготовки журналистских материалов.

Особое внимание в работе Института уделяется оказанию правовой помощи независимым средствам массовой информации, организации юридических консультаций и мониторингу тех правовых проблем, с которыми сталкиваются газеты в регионах.

Информационную поддержку программной деятельности Института развития прессы обеспечивают пресс-центры, организующие пресс-конференции, брифинги, круглые столы по самому широкому кругу вопросов. На веб-сайте ИРП публикуются регулярно обновляемые информационные и аналитические материалы, освещающие текущую деятельность Института и его филиалов.

Объявления ИРП


21.10.2021 Что вы могли не знать про путешествия в Мадрид
30.09.2021 5 способов развлечь себя в интернете
22.09.2021 Исследование полезных свойств клюквы
10.09.2021 Этапы строительства загородных домов
26.08.2021 Мессенжеры – современные тенденции
22.08.2021 Как осуществляется расчёт отопления дома и чем грозят ошибки
05.08.2021 Подбираем женские зимние-весенние аксессуары
05.08.2021 Какая стоимость монтаж вентиляции
29.07.2021 Рынок труда 2021
28.07.2021 Как правильно подготовить автомобиль к зимним снегопадам?
28.07.2021 Hololens от Microsoft
28.07.2021 Готовим Фиш ролл у себя дома
23.07.2021 Грузовики FUSO в России
16.07.2021 Беременность и ноутбук
16.07.2021 Как подготовиться к походу в баню?
16.07.2021 ZOOM-отбеливание
16.07.2021 Как выбрать инфракрасный потолочный обогреватель
15.07.2021 Жаркое лето 2021 года
22.11.2011 Перспективы мобильных версий печатных изданий
21.11.2011 Повышения цен на рынке ТВ рекламы не ожидается
20.11.2011 Каковы шансы реализации прессы в цифровых каналах?
19.11.2011 Информация во время цифровых технологий
18.11.2011 Старение телевизионной аудитории российского телевиденя
16.11.2011 Ситуация сложившаяся на рынке периодических печатных изданий Hоссии. Перспективы развития.
14.11.2011 Новые тренды на медиарынке
08.11.2011 Какая судьба ожидает медиарынок?
02.11.2011 Печатные издания уступают место интернет-ресурсам. Рунет получает от рекламы больше прибыли, чем печатные СМИ
20.10.2011 Скандалы, связанные с бесплатными распространениями тиражей
26.09.2011 Тяжелый год для СМИ Китая
23.08.2011 Распространение прессы в столичном метро
18.08.2011 QR-код для читателей глянца
15.08.2011 «Встряска» газеты. Ценность исследований заключается в том, чтобы знать заранее многие ответы, а не в том, чтобы задавать многие вопросы
02.08.2011 Счет не в пользу СМИ
16.06.2011 Журнал «Финанс» выбыл из рейтинга и закроется из-за убытков
16.05.2011 Центральная пресса «двинулась» - I кв. 2011 года
06.04.2011 TNS Россия: обзор предпочтений российских читателей. Навигатор по стране
25.03.2011 Будут ли окончательно приняты поправки Валерия Комиссарова в Закон «О СМИ»? А может современные СМИ получат совершенно новый закон?
14.03.2011 Американские интернет издания лишили газет статуса лидера.
01.03.2011 Медиа-аналитик Андрей Мирошниченко: В 2030-х годах Россию ожидает вымирание прессы. Готовы ли к этому инвесторы отрасли?
17.02.2011 Интернет не догнал СМИ по объему рекламы.
16.02.2011 На рекламном рынке началось послекризисное оживление. Объемы растут практически во всех его сегментах
18.01.2011 Сергей Буллах. Предновогоднее увольнение журналистов уже стало традицией. Что же будет дальше с прессой Приморья?
17.01.2011 Брянский регион остается одним из самых читающих в ЦФО. Наибольшее предпочтение жители пока еще отдают бумажным изданиям
08.11.2010 Грядет апокалипсис газетной индустрии!
28.10.2010 Национальная тиражная служба или Бюро тиражного аудита?
14.10.2010 Прогнозы и тенденции рынка печатных СМИ
13.10.2010 Оценка Мартынова Д.В. тенденции развития рынка распространения печатных изданий
10.09.2010 Развитие прессы в 2010 году
02.09.2010 Увеличение бюджета рекламодателей
10.08.2010 Прирост рекламного бюджета
20.05.2010 Безошибочный выход в Интернет
13.05.2010 Развитие портала ГосУслуг
19.04.2010 Сергей Цыганов о влиянии издательского сообщества на рынок розницы
16.04.2010 Проблема современной подписки
12.02.2010 Свобода прессы
28.12.2009 Бумага или Интернет
11.12.2009 10 глянцевых изданий ждет закрытие
30.11.2009 Проведение профессиональных форумов - необходимость в развитии
26.11.2009 Кризис и СМИ. Кто кого?
23.11.2009 Беспросветная печать
12.11.2009 В период кризиса населению стало не до картинок в глянцевых журналах. Проснулся огромный интерес к изданиям с практической информацией
10.11.2009 В 2009 году печатными СМИ был пройден пик кризиса. Но, по-настоящему возрождаться рынок начнет только в 2011
27.03.2007 Новый руководитель по связям с общественностью ФГУП ТТЦ «Останкино» - Денис Назаров
19.03.2007 Новому председателю ЦИК не дадут полной власти Александра Вешнякова
28.10.2006 Распространение переодики в магазинах самообслуживания
22.09.2006 Прием творческих работ на кокурс «Журналистика, как поступок», посвященный Андрею Сахарову - 2006 год.
14.09.2006 Печатные издания выигрывают у Интернет-СМИ
31.08.2006 ЦИОМ: Что значит для россиян признак статуса и престижа?
18.08.2006 Реклама нужна для прибыли
17.08.2006 Информации пользователей вновь угрожает опасность. В сети Интернет появился новый коварный вирус
14.08.2006 Министерство экономики и развития обнародовало свой прогноз на 2007 - 2009 годы. Несмотря на продолжающую снижаться численность населения, ВВП будет расти
31.05.2006 С 6 по 9 сентября 2006 г. в г. Крыница Здруй (Польша) пройдет XVI Экономический Форум «Европейские вызовы: К вопросу о тождественности Европы»
23.04.2006 Семинар для представителей СМИ «Воздушный антиреррор»
22.10.2005 Программа семинара «Сердечно-сосудистые заболевания в РФ: масштабы, факторы риска профилактика и лечение»
26.08.2005 Скоро в информационном пространстве Петербурга появится новый медиа-холдинг. Как на это отреагируют уже существующие СМИ?
22.08.2005 Институт развития прессы проводит в ноябре 2005г. в Москве три практических семинара-консультации.
01.04.2005 Работники СМИ защитят отечество
09.11.2004 30 ноября – 1 декабря. «Дизайн газеты; визуальная журналистика»

Новости Медиа-клуба


29.07.2005 Журнал только для богатых людей
22.07.2005 Анонс предстоящего Дня специалиста по связям с общественностью
22.07.2005 Появление новых игроков на медиарынке Казани
14.07.2005 Медиарынок России в ближайшее время ожидает спад
17.04.2005 Создание нового медиа - клуба

Публикации статей

Опрос. Как принцип территориальной целостности соотносится с правом нации на самоопределение?



В ходе прямой линии 25 октября 2006 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин, отвечая на вопрос, касающийся ситуации в Грузии, сказал: «В международном праве есть некоторые противоречия. С одной стороны, говорится о необходимости соблюдения принципа территориальной целостности, и Россия придерживается этого принципа и в отношении Грузии, разумеется, и в отношении всех других стран. Есть и такое понятие в международном праве, как право нации на самоопределение, — и это тоже есть. Поэтому, несмотря на эти противоречия, мы должны искать выход из ситуации. Но конечно, мы будем внимательно следить за международными прецедентами, в том числе и косовскими».

– Как принцип территориальной целостности соотносится с правом нации на самоопределение?

– Возможно ли решение вопроса непризнанных государств — Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха — путем проведения в них референдума?

– Каковы должны быть дальнейшие шаги России в отношении Абхазии и Южной Осетии?

 


«Конфликты не возникают на пустом месте»

Геннадий СелезневГеннадий Селезнев,
член Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, лидер Партии возрождения России

Очень трудно соотнести эти два принципа. Но благодаря тому, что они есть в международном праве, Европу и весь мир сегодня не приходится ежегодно кроить на новые царства-государства. Принцип территориальной целостности предполагает, что власть многонациональной страны умна и чутка ко всем настроениям представителей некоренных национальностей данной страны. Конфликты не возникают на пустом месте — они вызревают годами, обрастают своими историями, своей идеологией. И если их не замечать, приводят к взрыву, когда разум, логика и право не воспринимаются всерьез. После подобных взрывов нужны годы и годы терпеливой, обоюдно заинтересованной работы, чтобы достичь разумного компромисса в государственном устройстве.

Принцип права нации на самоопределение тоже понятен и описан международным правом. Референдум с постановкой вопроса о самоопределении возможен и будет поддержан международным сообществом лишь в одном случае — если он проводится во всей стране, а не в отдельном ее регионе.

В свое время я советовал властям Молдавии, Грузии и Азербайджана не держаться за унитарность своих государств, а искать компромисс в федерализме или даже в конфедерализме. Не прислушались и загнали конфликты далеко вглубь. Но как бы тяжело ни было, пускать в ход оружие и утверждать государственность на крови никак нельзя. Переговорная площадка, двухсторонняя или многосторонняя, всегда должна быть. Только так можно искать мирный, человеческий путь совместного проживания.

 


«В такой ситуации конфликт неизбежен»

Сергей ПоповСергей Попов,
член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству

На первый вопрос ответ простой: принцип территориальной целостности и право наций на самоопределение — это конкурирующие принципы. Такое бывает. Например, две ценности — свобода и равенство — конкурируют между собой. И в любом государстве бывают времена, когда приоритетным становится равенство, а бывают — когда социальная справедливость. Отмечу, что принцип территориальной целостности применяется на практике каждодневно, а вопрос о праве нации на самоопределение встает иногда, причем обычно остро. В этом существенная их разница.

Референдум — это один из шагов решения вопроса. Воля населения того или иного территориального образования, несомненно, важна для дальнейшего определения его судьбы. При этом каждая из указанных территорий — Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Нагорный Карабах — имеют разное положение и разную историю. Полагаю, что и для России, и для Абхазии и Южной Осетии было бы полезным, если бы последние вошли в состав Российской Федерации. То же самое могу сказать и про Приднестровье. Конституция и федеральные законы это допускают. Когда Госдума принимала Закон о порядке вступления субъектов Российской Федерации, мы понимали, что на территории, где находится субъект, будут разные точки зрения: всегда будут люди, которые «за», и люди, которые «против». В такой ситуации конфликт неизбежен. Дальнейшие шаги в отношении Абхазии и Южной Осетии, конечно, должен делать Президент России. В этом плане у Владимира Путина и последующих президентов задача крайне сложная, потому что нужно делать такие шаги, которые бы не привели к появлению новых врагов. В частности Грузии. В любом случае для Грузии этот вопрос будет болезненным — вряд ли она захочет добровольно расстаться с Абхазией и Южной Осетией.

Хотя следует заметить, что их пребывание в составе Грузии тоже не бесспорно, поскольку в тот момент, когда произошло расщепление Советского Союза на части, с автономными республиками были определенные юридические тонкости. В том числе и с теми, которые находились в Грузинской Советской Социалистической Республике. Кстати, не случайно большая часть жителей Абхазии получила российское гражданство. Это говорит о многом.

С точки зрения российского законодательства, на мой взгляд, особых проблем по вхождению новых территорий в состав России не будет. Политику нашего государства определяет Президент и перед ним стоит сложная задача.

 


«Противоречие «рассасывается» и решение вызревает»

Иван МельниковИван Мельников,
член Комитета по образованию и науке, первый зампред ЦК КПРФ

Согласен с тем, что противоречие между принципом территориальной целостности и правом нации на самоопределение существует. Но есть международное право, а есть реальная политика. И в конкретной ситуации один из принципов становится доминирующим, перевешивает, и ситуация разрешается. Другое дело, что этот процесс порой занимает серьезный промежуток времени, пока противоречие «рассасывается» и решение вызревает.

Относительно Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха — ситуация движется именно в этом направлении. И со временем становится ясно, что доминирует здесь принцип права нации на самоопределение. Не в России, а именно в этих непризнанных государствах заложен катализатор процесса присоединения. И, безусловно, именно референдум, настоящий, а не подогнанный под волю властей той или иной стороны, является решающим фактором. После референдума, если решение положительное, нацелено на присоединение к России, нужно вырабатывать продуманный механизм реализации, который также потребует времени.

Если говорить конкретно об Абхазии и Южной Осетии, то КПРФ предлагает определенный алгоритм действий. Сначала нужно признать результаты референдумов о самостоятельности и независимости. Затем заключить с ними договор о взаимной помощи с военной статьей, из которой будет следовать, что в случае агрессии со стороны Грузии Россия окажет помощь. Наконец, следующий шаг — присоединение к России.

 


«Теоретически это так, но на практике…»

Юлий КвицинскийЮлий Квицинский,
первый зам. председателя Комитета по международным делам

Соотношение принципа территориальной целостности с правом нации на самоопределение — интересный вопрос доктрины международного права. С точки зрения практической политики он менее интересен, поскольку реальная политика может выстраиваться только исходя из комбинации различных принципов международного права. Причем в таком их соотношении, которое отвечает интересам государства на соответствующем этапе. Это значит, что можно когда-то выдвигать вперед принцип территориальной целостности, а в других условиях — право наций на самоопределение. С этой точки зрения надо подходить и к конкретной ситуации с Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем и Нагорным Карабахом. Хотя это вопросы не совсем однотипные.

По моему мнению, проведение референдумов в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии наглядно продемонстрировало, что пребывание этих территорий в составе бывших Союзных Республик в настоящее время является делом совершенно нереальным. Вряд ли эта ситуация изменится в обозримый исторический период, поскольку во всех трех случаях между спорящими сторонами пролегла кровь, имеется определенное отношение населения обеих сторон друг к другу. Отсюда, как мне кажется, референдумы, еще раз подтвердившие сложность ситуации, являются достаточной основой для того, чтобы начать делать из нее практические выводы. Они могли бы состоять в признании результатов референдумов и признании ныне непризнанных государственных образований. Возможно, следующий шаг — это заключение двухсторонних договоров с ними, включающих пункт об оказании взаимной помощи в случае агрессии со стороны третьих стран.

Вопрос о присоединении или не присоединении — об этом высказываются президент Владимир Путин и зампред правительства, министр обороны Сергей Иванов — сейчас не столь актуален. Надо действовать постепенно, взвешенно, изучая реакцию окружения. Так, чтобы не накалять обстановку, а постепенно приводить ее к нормальной ситуации. Что касается этих пока только теоретически признаваемых образований, то после указанных первых шагов были бы заданы определенные параметры их будущего развития. При естественном развитии обстановки мы придем к результату, о котором сейчас можем не спешить говорить.

В Федеральном законе о государственной границе прописано положение, когда присоединение какой-либо части какого-либо соседнего государства возможно только с согласия этого государства. Но там ничего не сказано насчет признания или не признания независимости — признание закон не запрещает. По поводу актуальности этого действующего закона полагаю, что это не оптимальный вариант подхода к вопросу. Попытки подправить этот закон уже предпринимались в Госдуме оппозицией, но были пресечены «Единой Россией», ссылавшейся на то, что изменение границ между государствами возможно только на основе взаимности и доброй воли. Теоретически это так, но на практике может происходить и иначе, о чем свидетельствует исторический опыт.

 


«Нужна сильная государственная воля»

Наталья Нарочницкая,
зам. председателя Комитета по международным делам

По моему мнению, нашего президента не совсем правильно ориентировали. Международное право не признает право наций на самоопределение вплоть до отделения. Это сейчас азбучная истина. В наших коммунистических учебниках так считали, но уже в Уставе ООН этот принцип международного права вошел исключительно в толковании как основание для деколонизации владений европейских держав. Право наций на самоопределение интерпретируется исключительно как право на культурно-национальную автономию. Ленинская же трактовка о праве наций на самоопределение вплоть до отделения не разделяется мировым сообществом, поскольку несет угрозу любому сложившемуся государству.

Только очевидные факты, доказывающие геноцид, могут поставить вопрос об отделение. В связи с чем, кстати, на Западе предпринимаются попытки показать, как «звероподобная» русская армия уничтожает «несчастных» чеченцев.

Единственная юридическая возможность, которая не создает при этом прецедента, это разматывание юридического клубка на момент выхода Грузии из СССР. Здесь появляется огромное количество юридических возможностей, поскольку были грубые нарушения. Не будем говорить о неконституционности права трех держав распускать Советский Союз. Но Союзная Республика, имевшая в своем составе автономии, обязана была, в соответствии с законом от 3 апреля 1990 года, провести отдельно по всем территориям референдум. И только в случае консенсуса провести уже другие процедуры по дальнейшему конституированию всей территории Союзной Республики в независимое государство. Я со всей ответственностью говорю: абхазы и южноосетины с полным основанием могут считать нынешний статус Грузии юридически не вполне безупречным, а территориальный статус не окончательным. Такой подход не дает никаких параллелей с Чечней, не закладывает «мину» под существование никакого государства. Полагаю, здесь политически неверно говорить о праве наций на самоопределение. Нужно говорить о том, каким образом после развала СССР Грузия стала независимым государством. Тогда мы обретаем необходимые юридические рычаги. Такая же ситуация с Молдовой и Приднестровьем.

Я была одним из соавторов законопроекта по механизму принятия в состав России других территорий. Его «заклевали» на начальном этапе рассмотрения объявив, что законопроект бросает вызов территориальной целостности. Думаю, что настанет момент, когда тема будет востребована. Но для этого нужна сильная национальная государственная воля.

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИТАТЫ

 

«Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».

Декларация прав народов России, 2(15) ноября 1917 г.

 

«Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик… За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР».

Конституция СССР, 7 октября 1977 г.

 

«Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира».

Устав ООН, г. Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.

Институт развития прессы 2010 © FinS.ru